-Рынок Китая в целом и IT в частности — своего рода бурлящий котел, где новые проекты появляются со скоростью звука. По данным госстатистики, только за 2018 год в стране зарегистрировано более 620 000 стартапов.

Андрей Прохорович
генеральный директор Eurasia Development Ltd (Китай)

Для сравнения: в 2017 году было зарегистрировано 320 000 новых проектов в сфере IT. При этом за прошлый год только эти 620 000 стартапов запатентовали более 110 000 изобретений. Колоссальная цифра, не правда ли? Надо ли говорить, какая там жесткая конкуренция, и как они бьются друг с другом: придумывают новые решения, работают над усовершенствованием бизнес-моделей. Здесь существуют такие бизнесы, которых на Западе просто не встретишь. При этом китайцы умудряются зарабатывать даже на самых спорных разработках. Например, недавно вышло приложение, которое преображает твое лицо в режиме онлайн. Insta-леди применяют это приложение во время записи прямых эфиров, чтобы выглядеть эффектно. Это во-первых.

Во-вторых, китайцы готовы вкладываться в продвинутые стартапы/технологии не только внутри страны, но и присматриваются к интересным идеям на Западе.

По итогам 2018 года венчурный рынок Китая составил 111 млрд долларов, в то время как рынок российских инвестиций зафиксировался на отметке 26 млрд рублей — порядка 0,3% венчурного рынка Китая.

В-третьих, пришло время учиться у китайцев.

О том, что Китай начинает изобретать, а не слепо копирует, я говорил в далеком 2014 году. Тогда все крутили у виска, а сегодня даже такие финансовые гиганты, как российский Сбербанк, не гнушаются перенимать технологии у китайского WeChat’а. Впрочем, WeChat известен не только тем, что является социальной сетью, совмещающей в себе финансовые «опции», но и мощнейшим инструментом для продвижения бизнеса. Мы и сами его активно использовали, когда помогали DodoPizza и другим компаниям выйти на рынок этой страны. Или еще пример копирования у китайцев: уже ни для кого не секрет, что Instagram и Facebook перенимают решения популярных в КНР приложений TikTok, Pinduoduo и Kuaishou.

В-четвертых, Китай производит больше всего в мире данных и обрабатывает больше всего dataset’ов.

Разработчикам известно: чем больше у тебя данных, тем более качественно ты обучишь свой алгоритм (нейронную сеть). Как говорят в Китае, данные — новая валюта. И надо отметить, что они генерируются в Поднебесной повсеместно. Здесь каждый первый имеет навороченный смартфон, а с учетом высокой численности населения страны, общая сумма пользователей сети становится невообразимой. В Китае больше всего «умных» CCTV камер на улицах и так далее. Эти устройства ежеминутно «записывают» наши электронные следы, которые потом используют аналитики для создания dataset’ов. Мало того, китайцы легко адаптируются к высоким технологиям. В КНР все, вплоть до 90-летних старушек, являются уверенными пользователями гаджетов, совершая оплаты через мобильные системы. И в-пятых, выход на китайский рынок — дело тонкое. Поэтому единого рецепта здесь не существует. Да и в открытом доступе вы практически не встретите информацию о продаже кейсов IT. За последнее время можно отметить только два свежих выхода. Один — фирма Ярослава Городецкого CDNvideo — софт, который дает устойчивую картинку во время прямой трансляции даже при перегруженных сетях. Другой — компания Huawei, которая купила технологию распознавания лиц «Вокорд». Сегодня мы занимаемся консультированием ряда компаний, чтобы они могли пройти эту процедуру безболезненно. Понятно, что мы сами бизнес, и делаем это за юани. Хотя о выходе высоких технологий, к сожалению, по большей части я вам рассказать не могу — это коммерческая тайна. Скажу лишь, что особенностей много, и с внешней стороны китайской стены их может быть не видно. Главное, надо понимать: бояться «завоевывать» КНР не надо. Китай — не то чтобы закрытый рынок, он просто имеет свои особенности. И их нужно изучать. Но многие западные IT-компании этого не делают. Как итог — в Китае запрещены такие IT-монстры, как Facebook и Google, которые отказались фильтровать табуированную информацию в выдаче. Также примером громкого провала, могут служить безуспешные попытки eBay и Amazon прописаться в Поднебесной. Одна из основных ошибок этих компаний состояла в том, что они не захотели меняться и пришли в Китай, как говорится, со своим уставом.

Кратко о себе: я родился во Владивостоке — до Китая рукой подать. С 2001 года работаю в Поднебесной, с 2006-го проживаю в этой стране, а начиная с 2012 года работаю в сфере трансфера технологий и стратегического консалтинга. С раннего возраста начал заниматься бизнесом, за что был благополучно отчислен из университета. Теперь я почетный преподаватель этого же вуза, обучаю банкиров и крупных предпринимателей, как вести дела с нашим Большим соседом.

Какими могут быть пути взаимодействия между Россией и Китаем в сфере IT?

Имея отличных «спецов» в России, нам нужно подумать, как коммерциализировать свои изобретения, ведь именно с этим у нас проблема. Так, коллаборации могут складываться по принципу — российские технологии и менеджмент+китайские инвестиции. Кстати, китайцы не только готовы покупать софты, но и платить нашим специалистам больше, чем Google или Facebook. Буквально недавно глава Huawei заявил, что он будет выплачивать выпускникам новосибирского университета зарплаты в районе 1 млн долларов в год. Конечно, речь идет о Data Scientist (аналитиках больших данных) и создателях инфраструктур.

Коллаборации «Китай+Россия» интересны в сфере покупки/продажи технологий или лицензий на интеллектуальную собственность, с обязательной проработкой успешности внедряемой бизнес-модели и исследованием рынка.

Потому что иностранцы, в принципе, не знают, что происходит в Китае в плане технологий: 95% информации существует только на китайском языке. И эта информация даже на английский не переводится, не говоря уже о русском. Отличная защита рынка, кстати. Вообще, сейчас в тренде такие направления, как искусственный интеллект и большие данные. Сюда же подтягиваются 5G и интернет вещей. Еще технологии только создающихся рынков — интернета людей (IoP), нейрофизиология и интернета всего (IoE). Так что сценариев для взаимодействия может быть сотни.

Комментарии для сайта Cackle

Вам будет интересно

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы