Павел Крутолапов

главный архитектор города

Разделяй и… цвети!

Когда закипают споры насчет того, как управлять большой территорией, нередко вспоминают знаменитую фразу «разделяй и властвуй». Когда заходит речь о благоустройстве и уюте большого города, тоже вспоминают о разделении. В Челябинске сделали это необычно и красиво.

Накануне дня рождения Челябинска — городу на днях «стукнет» 284, по меркам других миллионников, это самая что ни на есть цветущая молодость! — мы встретились с новым главным архитектором Павлом Крутолаповым. Это с его легкой руки весной на разделительной полосе проспекта Ленина поселились крепкие сибирские яблони. А скоро «зеленая стрелка» появится на улице Гагарина, а потом, вероятно, и на других улицах города. Так что каждую весну город будет наряжаться в «белое» и благоухать пленительными ароматами яблоневого цвета. Есть ли у нашей малой родины самобытное лицо? Как меняется сегодня Челябинск и каким может стать в будущем? Об этом и многом другом — в нашем материале.

Вернуть пешеходов!

— С наступлением лета горожане буквально «просыпались» на улицу. Челябинск — хорош для пеших прогулок или люди просто очень уж устали за время карантина сидеть в 4 стенах?

Одна из наших стратегических задач — вывести горожанина на улицы города! Закрытие кафе и ресторанов во время пандемии точно сыграло нам на руку. Люди осознали, как здорово проводить время на улицах! Многие кофейни и рестораны не стали в этом году устанавливать тяжеловесные летние веранды, а выставили на улице столики со стульями. И это новый тренд, который мы всячески поддерживаем.

Правда в том, что Челябинск больше века является промышленным городом, но долгое время оставался одним из самых зеленых городов, а в зеленом городе комфортно быть, во всех смыслах. Потом Челябинску «причинили» дорожную революцию. И если вообразить себе весы, на одной из чаш которой лежит транспортная связанность, а на другой — пешеходная, то очевиден громадный перевес в сторону транспорта. Местами у нас просто невозможно пройти. Нужен ли нам перекос в сторону пешеходов? Всё просто, в городе приоритет такой: Пешеход — Велосипед — Общественный транспорт — Такси — Личный транспорт — Припаркованный личный транспорт. По моему мнению нужен баланс. Но во главе пирамиды — пешеход, точка. Как только мы вернем пешеходов на улицы, на 1-е этажи зданий вернется бизнес. А вернется бизнес — начнут благоустраиваться территории, в том числе и бизнесом.

Очень важный аспект в благоустройстве и пешеходной связанности — это круговое движение. И мы работаем над закольцовкой маршрутов. Взять Кировку. Она долгое время существовала в парадигме трамвая — от Ленина до Труда и наоборот. Но сейчас Ленина, Лесопарковая, Кирова и набережная реки Миасс, которая была частично благоустроена в прошлом году и будет продолжать меняться, начинают завязываться вот в эти кольца. Позволяющие совершить большую пешую прогулку.

Свяжи это!

— Наш город сегодня — по-прежнему «суровый»? Есть шутка про «улыбку» Челябинска. Что она-де — с «прорехами»...

— Да не был никогда Челябинск суровым городом, это мем! Но «прорехи», действительно, имеются. И наша стратегическая задача — насытить город такими сервисами, которые позволят добираться из точки А в точку Б без использования телепорта. Шучу, но, тем не менее, необходимо сделать так, чтобы время, когда горожане двигаются из своей квартиры в пункт назначения, было безопасным, увлекательным и дружелюбным.

Первое, с чего мы начали, это создание самих точек притяжения — скверов, парков, рощ и зеленых зон. Мы стараемся равномерно наносить их на географическую карту города. Вторая задача — связать эти точки. И эти так называемые перегоны должны быть безбарьерными, красивыми и комфортными для горожан.

Если прогнозы от ООН-Хэбитат подтвердятся, то уже к 2025-му году 40% работоспособного населения станут фрилансерами. То есть на 40% наше население не будет привязано к какой-то конкретной локации, чтобы вести свою деятельность и обеспечивать свою семью. И Челябинск может и должен отвечать запросам в том числе этих 40% людей!

Новая среда

— Какие улицы, общественные пространства уже преобразились?

— Мы гордимся тем, что получилось в самом центре города. Был переосмыслен бульвар на проспекте Ленина. Появилось в громадных количествах озеленение, добавились востребованные МАФ — качели, городки. В сквере на Тернопольской обустроили тропиночную сеть, запустили сухой фонтан. Привели в порядок сквер на Алом поле. Новый благоустроенный прогулочный сквер появился по улице Воровского. Работа еще не завершена.

С Кировкой произошла удивительная вещь! Если вы придете на главную пешеходную улицу города в выходной день, то увидите невероятное количество людей. Рекордное за все время ее существования! Что произошло? Мы просто отреставрировали скамьи, убрали уродливые ларьки с дешевой шаурмой и аттракционы. И сам собой на прогулочную улицу потянулся совершенно новый контингент. Бизнес ожил, бизнес пошел в арки. Кировка будет и дальше разрастаться вширь. Улица прекрасна, с большим количеством памятников архитектуры и культурного наследия. И мы будем и дальше ее поддерживать.

Еще больше уюта

— Какие проекты по благоустройству на очереди?

— Самые же главные объекты, которыми я горжусь, находятся сейчас в проработке. Скажу лишь, что все они спроектированы по-новому. С применением соучаствующего проектирования (процесс проектирования с привлечением жителей, представителей административных структур, бизнеса, инвесторов и других заинтересованных в проекте лиц для выявления истинных проблем и потребностей). Такой подход нашел поддержку у горожан. Очень перспективным является Ленинский район. Вместе с группой ЧТПЗ мы пригласили настоящих звезд архитектуры для благоустройства набережной озера Смолино. И совсем скоро будет презентация проектов. Открою тайну: на разделительной полосе улицы Гагарина — от Новороссийской до Дзержинского — тоже скоро появятся деревья. Как появились яблони на разделительной полосе главного проспекта города.

Вот вроде бы разделительная полоса никак не относится к пешеходам. На самом деле, еще как относится! Понимаете, человек — будь он хоть водитель, хоть пешеход — не воспринимает пространство в метрах, он воспринимает пропорции и соотношения! Масштаб нашего Проспекта был интуитивно не безопасен для человека, улицу важно было разбить при помощи деревьев на две, сделать ее сомасштабной человеку. И это удалось. Полоса с яблонями зонирует улицу, создает ощущение некой камерности. А каждую весну деревья будут источать головокружительные ароматы, и Челябинск будет превращаться в «белый» город!

Отмечу, что на Ленина и Гагарина не остановимся, будем и дальше по мере сил заниматься подобным «хулиганством» — озеленять разделительные полосы. Это тренд, которого пока не существует в России. Москва в этом смысле нам сильно завидует! «Как? — изумляются архитекторы. — Мы пытаемся, а вы смогли!»

Все — в 15-минутной доступности

— То есть в перспективе Челябинск может стать камерным городом?

— Есть концепция компактного города. Она подразумевает, в частности, что — условно — в 15-минутной пешей доступности ты можешь получить все виды услуг. Сейчас дорабатывается генплан. В моем понимании, в течение лет 50 город больше не должен расти в площади. Мы должны запереть границы, достроить окраины и заниматься плотностью центра. У нас центр — рыхлый. «Беззубый». С пустырями. Плотность застройки в центре должна быть в 3 раза выше, чем сегодня. Потому что основные сервисы — здесь, потребителей — масса, а предложения по жилью практически нет. Вот и появляется такая вещь, как маятниковая миграция, когда я утром еду в центр, а вечером еду обратно и все стоят в пробках. И тут вы хоть 28 полос сделайте...

Доступность — наше все

– Станет ли Челябинск удобным для велосипедистов, мам с колясками, инвалидов?

— Ширина наших улиц, с одной стороны, это наше проклятье — масштаб таков, что просто неуютно. Но с другой стороны, это наш потенциал — можно сделать и велодорожки, и классные тротуары, и зеленые зоны. Мы в этом направлении работаем. Первое, что мы можем сделать, — безбарьерную среду. Это необходимость и для мам с колясками, и для велосипедистов, и для маломобильных горожан. Все новое, что мы сейчас создаем, мы делаем именно с оглядкой на доступную среду.

Город-сквер

— Есть ли у Челябинска самобытное лицо?

— Однозначно. Челябинск отличается от многих других городов тем, что имеет природную доминанту — бор. Кроме того, заложенные градостроителями широкие улицы позволят нам в обозримой перспективе разместить на них все — и полосы выделенного общественного транспорта, и велодорожки, и классные пешеходные зоны и озеленение. Мне не очень нравится понятие «город-сад». Не морковь же мы будем выращиваться, в самом деле. Но сделать город-сквер можно точно.

Потенциал — в кармане!

Еще один момент. Челябинск нередко ругают за то, что большое количество производств находится в непосредственной близости с центром города. Но это обстоятельство, как ни странно, является и его потенциалом. Причем невероятным. Сохраняя те производства, которые есть, локализуя их и уменьшая, мы выигрываем невероятное количество площадей, которые можно реновировать. А ведь зачастую эти площади несут в себе еще и важный исторический смысл! Например, завод ЧТЗ имеет множество потрясающих объектов конструктивизма. И было бы преступлением их сносить. Очень будет хорошо, если Челябинск встанет на путь реновации. У нас есть громадный потенциал, который лежит прямо в нашем внутреннем кармане.

Ближе к воде

И еще одна история — это река, которая сегодня по количеству сервисов и функций является выпавшей из центра города. Миасс связывает 4 района из 6. И это лучшая велопешеходная и транспортная связка. Мы будем работать над тем, чтобы центр города не то чтобы перемещался, а развивался в сторону реки. Расширялся до набережной. В большом смысле, это все является центром города. Вода, как и лес, привлекает, зовет и манит. Человек — дитя природы. И хочет с ней соединиться, особенно будучи жителем большого города. Это тренд повсеместный. Человеку всегда будет комфортнее, спокойнее и уютнее рядом с природными фрагментами, которые сохранились в городе. Мы это понимаем, будем поддерживать и развивать.

Каждый — соавтор перемен

Пустыри в Челябинске превращаются в скверы, набережные облагораживаются, а на улицах устанавливают мебель! Челябинск становится все более домашним — словно бы теперь он надевает не только рабочую робу, но и домашние тапочки...

— Долгое время в Челябинске вообще не задумывались о том, что такое город для горожанина. Раньше города были просто центрами притяжения рабочей силы. И Челябинск в этом смысле уникален тем, что в военные годы сюда перевезли невероятное количество производств с европейской части России. Сегодня же, когда мы говорим про благоустройство, строительство, мы говорим про сценарии жизни. Большое принципиальное отличие от того, что было раньше, в том, что мы спрашиваем горожан и отслеживаем, как проекты воспринимаются глазами и 3-летнего ребенка, и 15-летнего подростка, и 70-летнего жителя. Такой подход позволяет жителям ассоциировать город с собой, со своей жизнью. Соучаствующее проектирование важно тем, что человек уже на этапе создания архитектурной концепции начинает ощущать себя собственником, и относиться к своему городу и его объектам, как к дому. По-хозяйски. Оберегать их. Мы все делаем для того, чтобы жители ощущали свой город, как свой дом. Но важно понимать, что у пространства, архитектуры, города нет итога, нет законченной истории. Мы пишем ее вместе — здесь и сейчас. И мы должны постоянно реагировать на новые вызовы, быть адаптивными.

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы