Она родилась буквально с кисточкой в руках, находя в рисовании единственную возможность уйти от унылой реальности родного Кемерово — города, где люди носят все практичное, а дома, будто составленные из железобетонных «пикселей», — самое скучное и однотонное...

Анна Малякина

российско-китайский дизайнер

В одной из таких коробочек жила девочка, которая могла позволить себе устроить невероятный взрыв цвета в стенах домашней вселенной — сначала своей, а потом соседской. Знакомьтесь: непримиримый генератор ярких идей, борец с серостью и скукой, российско-китайский дизайнер Анна Малякина — человек, который закрутил свою судьбу и творчество вокруг цвета.

— Анна, как я понимаю, вы начали менять мир вокруг себя с детства. Чем объясняется ваша любовь к цвету?

— Рисовать я начала раньше, чем говорить, по крайней мере, так утверждает моя мама. Сначала писала картины на стенах комнаты, а затем, когда вдоволь натренировала руку на собственных интерьерах, принялась раскрашивать дома знакомых. И у меня получалось настолько хорошо, что нестыдно было на этом зарабатывать. Кстати, тогда материалов для «настенной живописи» почти не было, поэтому в ход я пускала все: гуашь, акварели и масло. (Смеется.)

Мой протест и бунт против унылой среды выражался не только в попытке перекрасить реальность, но и в том, как я одевалась. Все носили черные зонты, а я — разноцветный. Все надевали серые вещи, а я — невероятно броские. Обожала стиль, который сегодня модельеры гордо называют тотал-лук, с ног до головы наряжаясь в цвет неба или сочного коралла. Волосы тоже не раз перекрашивались под стать моему образу. Конечно, видя «красную, желтую, синюю» девочку на улицах шахтерского города, прохожие шарахались. Но мне было все равно. Душа просила ярких красок, и я их «выкручивала» по максимуму, словно в специальной дизайнерской программе! Да и по сей день мой гардероб состоит исключительно из цветных вещей.

— Как от бунта вы пришли к профессии дизайнера?

— Выбор дела жизни был достаточно осознанным. К завершению среднего звена, нас, школьников, разделили по классам для профориентации. По совету родителей я выбрала экономическое направление. Но любовь к творчеству никуда не испарилась, я решала задачки по алгебре, а на оборотной стороне тетради рисовала картины. Однажды это заметила одна молодая и неравнодушная учительница, которой хватило мудрости не ругать меня, а поддержать, пожалуй, самыми главными словами: «Анна, не нужно поступать на экономиста или бухгалтера, вы созданы для более творческой профессии!» И эта вовремя сказанная фраза сработала магически, я стала искать вуз, где моя творческая стезя получила бы свое продолжение и развитие. Теперь уже не было сомнений, что профессия дизайнера — мое, и после окончания школы я подала документы в Кемеровский государственный институт культуры. Правда поначалу меня туда не взяли. Сказали: нет художественной школы. Тогда передо мной встал вопрос: либо пойти рисовать гипсовые головы, чтобы наработать ту самую базу, либо поступать дальше. Но на том момент платить за школу, у моей семьи не было возможности. В итоге мне пришлось поступить в архитектурно-строительный колледж, который позволил узнать стройку изнутри. Затем был университет по специальности «Преподаватель дизайна» в Екатеринбурге. Параллельно с этим вместе со своим партнером я открыла дизайн-студию. И училась, училась, училась... Одновременно с «вышкой» штудировала курсы Британской академии дизайна, закончила Президентскую программу подготовки управленческих кадров с дальнейшей стажировкой в дизайн-студии в Голландии. И, конечно, все это время мой профессиональный багаж пополнялся реальными интерьерами. Кстати, совсем скоро меня пригласили читать курс декораторского мастерства, в тот самый институт культуры, откуда сначала попросили. Такова се ля ви! А еще, между уроками, стройкой и учебой, я успела получить премию «Женщина года», которая меня окрылила и укрепила в мысли, что я иду по правильной дороге. Вот с таким увесистым чемоданом я и отправилась в Китай!

— Почему именно в Китай, а не в Москву и Санкт-Петербург?

— В силу того, что дизайнер — профессия без адреса, в Китай я летала довольно часто.
Правда, первая моя командировка закончилась полным фиаско. Дело в том, что меня обвел вокруг пальца собственный же гид, который помогал выбирать мебель, декор и свет для одного объекта. Это стало для меня прекрасным уроком, после которого я поняла: нужно доходить до всего только своим умом.

Затем мои командировки в Китай участились. В период с 2010 — 2013 годы мне вообще приходилось разрываться между Россией, Китаем и Европой, так как я самостоятельно занималась комплектацией интерьеров, вышедших из-под пера нашей дизайнерской студии. Через три года постоянных набегов в Китай меня осенила гениальная идея: «А почему бы не перебраться сюда насовсем?» И к 2013 году эта мысль воплотилась в реальность. Я переехала в Поднебесную на ПМЖ, но продолжила сотрудничество со своей крепкой и талантливой российской командой на удалении. Мы и до сих пор вместе!

Это в тексте все выглядит гладко и быстро, на самом же деле в каждый свой приезд в Китай я не могла не заметить, как бурно и интенсивно развивается эта страна. Как я постепенно погружаюсь и влюбляюсь в совершенно другой мир — манящий, тонкий и загадочный. Вы будете смеяться, но на окончательное решение повлияло и то, что я поняла: в этой стране есть, чему поучиться даже опытному дизайнеру. И я почти сразу после переезда поступила в культурологический университет Гуанчжоу, где попутно стажировалась в китайской дизайн-студии, а также посещала языковые курсы. Конечно, уроки словесности давались легче благодаря тому, что утром я слушала теорию, а вечером практиковалась в общении с местными заказчиками на ломанном китайском. Именно такое всестороннее изучение культуры этой страны, приоткрыло загадочное закулисье Китая с богатой историей, традициями и хваленой восточной мудростью, которая меня до сих пор восхищает. Помимо всего прочего, эта страна давала кучу возможностей, где даже воздух пропитан этой мыслью. Не даром же многие легендарные бренды мечтают основать штаб-квартиру в этой стране, а один из моих любимых дизайнеров, которого я считаю своим учителем — Карим Рашид, даже открыл здесь студию. И это о чем-то говорит!

— Анна, а что вы почерпнули для себя из особенностей другого менталитета, из разности оформительских приемов и культур наших стран?

— Как я уже сказала, моя профессиональная адаптация началась со стажировки в китайском архитектурном бюро. Коллаборация с местными дизайнерами не только принесла мне дополнительный доход, но и позволила понять, как устроен интерьерный рынок изнутри, что хочет китайский заказчик и под каким соусом лучше ему это предлагать. Процесс согласования проекта, например, в нашей стране проходит значительно проще. Показал все возможные варианты — и заказчик одобрил! А китайские дизайнеры могут по три часа распивать чай, придумывая концепцию проекта. Да еще и представить ее нужно не только на бумаге и компьютере, но и в виде увлекательной истории — присказки о том, как ты додумался до этой великолепной идеи. Вдобавок увлекательный сюжет нужно знатно сдобрить «фишками» фэншуй, сделав акцент на том, что рождающийся интерьер привлечет деньги и счастье в семью! Деньги — это вообще отдельная тема для разговора. Потому что в Китае все работает на привлечение благосостояния. Символы, знаки и амулеты... В эту же копилку и традиционный подарок — юани в красном конверте («хунбао»). И, честно говоря, замечая, как Китай растет и развивается, я начинаю верить в то, что их денежный фетиш — отнюдь не бесполезен.

Анна Малякина

дизайнер, руководитель студии в Гуанчжоу (Китай).

Анна Малякина окончила отделение дизайна интерьера в архитектурно-строительном колледже, а затем и в университете.
После окончания учебы Анна преподавала, читая лекции на несколько с туденческих потоках сразу. Имея более 14 лет опыта работы дизайнером, она не перестает постоянно учиться, посещая выставки и мастер-классы в Китае и других странах. Работала в дизайн-студии, жила и училась в Голландии. Изучала британский и итальянский дизайн в Москве.

— Есть такое мнение (простите, если оно покажется вам не очень корректным), что китайцы относятся предвзято к приезжим, «белым людям».

— Я не согласна с этим утверждением и тем более трактовкой. Все как раз наоборот! Потому что для китайских заказчиков все иностранное — показатель какого-то высокого мастерства, к которому нужно присматриваться и тянуться. Ко мне везде и всегда уважительно относились, с мнением считались, а к профессиональным советам прислушивались. На сегодня я сделала не один проект для частных лиц в КНР и скажу, что мы, конечно, разные и иногда проще находить общий язык с теми, кто работал или учился за границей и имеет широкие взгляды. Я говорю о той умной образованной прослойке китайцев, которая побывала за рубежом и впитала в себя лучшие европейские традиции. Таких китайцев легко узнать, потому как они состоят в частных клубах, играют в гольф, пьют хороший кофе и многое понимают в стилях и идеях, за которые готовы платить дизайнеру. Это первая категория наших клиентов. Вторую, не простую, но довольную любопытную когорту, мои китайские коллеги называют «ту хао», что в переводе означает «богатые, но бескультурные». Это люди хорошо зарабатывающие, но без чувства меры и вкуса, со всеми вытекающими из этого последствиями. Часто эти заказчики не видят работы дизайнера, если нет огромного количества золота, резных элементов, массивности и блеска в деталях. Вот так и получаются интерьеры, где смешивают не совместимое. Золото и серебро пяти разных оттенков, леопарды и полоски, бриллианты, стекло и недорогой металл... Я могу продолжать бесконечно, но лучше этого не видеть, поверьте. Поэтому, вторую категорию китайских заказчиков, мы учим, показывая варианты и пытаясь прийти к компромиссу между их миропониманием и нашим чувством стиля. Тяжело, но пока это получается. Однако, чтобы закрепиться на рынке основательно и бесповоротно нужно покорить и третью, основную часть нашей аудитории. А тут тебе уже самому придется учиться и дотягиваться. Ведь почти во всех китайских семьях чтут традиции и не примут дизайн-проект, если он не будет построен по законам фэншуй, которые нужно знать не хуже, чем правила «золотых пропорций». Следовать скрепам стоит при проектировании общественных помещений. Здесь будет и храм при фабрике, и пруд с карпами в нужном количестве и в правильном месте. Да и про монетки попросят не забыть там, где циркулирует энергия Ци. Единственный способ проникнуться всей этой философской историей — поработать с местными. В моем случае это была студия Atelier cnS в Гуанчжоу. Сообща мы сделали несколько проектов, среди которых и моя гордость — музей экологии и будущего. Его строительство уже началось.

— Расскажите об этом подробнее. Кажется вы за нее получили награду от заказчика на ежегодном саммите в области экологии и защиты окружающей среды?

— О, это была безумно интересная работа, поскольку во время разработки проекта мне предстояло возглавлять команду из четырех местных специалистов. В китайской дизайн-студии есть четкое разделение обязанностей, и, несмотря на то, что командный дух превыше всего, каждый знает то, за что отвечает.

Тут можно смело провести параллель с работой дизайнера в России, где ты должен быть художником, техническим специалистом, знать и уметь делать расчеты и чертежи, быть декоратором, иногда архитектором, специалистом в области компьютерной графики, психологом, психотерапевтом и гидом — и этот список можно еще продолжать. В проекте музея я отвечала за основную идейную составляющую: делала эскизы, подбирала материалы. Первое, что мне сказали заказчики, мол, ориентируйся только на свои идеи, а все остальное — наша забота. После этого остановить меня уже было сложно! В итоге получился объект, сочетающий в себе функции музея и обучающего центра, где всеми выразительными средствами мы попытались донести одну мысль: «Сохраним планету для будущих поколений!» В результате меня, действительно, удостоили серебряной медали. И это так трогательно!

— Какой совет тем, кто хочет перебраться на ПМЖ в Китай?

Выйти из коробочки стереотипов! Поискать в интернете предложения и устроиться на стажировку в любую из студий. Это подарит возможность иметь небольшую оплату и, что немаловажно, получать бесценный опыт в режиме нон-стоп. К тому же ничто не мешает вам работать с российской аудиторией по интернету и приезжать на Родину, скажем, на праздники. Как говорят китайцы — в незнакомом месте хорошо зарабатывать деньги, а в знакомом — хорошо встречать Новый год!

Расскажу такой случай: когда мы делали проект обучающего центра для детей и планировали крыльцо, у нас никак не выходило 6 или 8 ступеней, так как высота не позволяла сделать удобные и эргономичные ступени по общепринятому стандарту. Китайцы стремятся в архитектуре, да и вообще в жизни, к симметрии и четным числам, а число 8 вообще символично для китайцев. Оно означает процветание, богатство. Число ступенек было изменено немного нестандартно: мы поиграли несколькими сантиметрами, рассчитав оптимальное расстояние для подъема. В результате все остались довольны.

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы