История вещей имеет сослагательное наклонение. «А что, если?» — задались вопросом ведущие дизайнеры города и перенесли знакомые до боли предметы в незнакомую обстановку. Что из этого вышло — в нашем проекте.

Дзайнер Ольга Бусоргина считает, что любой новый проект должен начинаться с истории. Дизайнер говорит, что совершенно неважно, какие предметы из прошлого попадут в интерьер будущего. Главное, чтобы они напоминали о счастливых мгновениях, проведенных с людьми, которые вам дороги.

— Мой прадед был краснодеревщиком, поэтому любовь к предметному дизайну у меня в крови. Больше 12 лет я практикую дизайн интерьера и всегда уделяю большое внимание меблировке дома. Ведь подбор мебели для проекта — одна из важных составляющих моей творческой работы. А еще я люблю предметы с историей. В моих пространствах есть место не только новодельным диванам и креслам, но и винтажу, и авторским решениям. Когда предметы из прошлого соседствуют с современными вещами — это говорит о преемственности интерьера. А это только на пользу рождающемуся пространству. Не открещивайтесь от своей истории фразой: «В моем доме будет только новая мебель!» И пусть стул вашей бабушки на первый взгляд простоват и неказист, но истинная его ценность в другом. Только вы помните, как когда-то с трудом карабкались на него или играли с дедушкой в «лошадку», качаясь на его больших ногах. Работая с моими клиентами, я стараюсь либо создать предмет с историей, либо отыскать его в кладовке. (Смеется.) Взять, к примеру, текстильное панно, которое наряду с другими вещами мы подобрали для этой съемки. Эта картина появилась из отрезка старых штор, украшавших детскую комнату моего заказчика, — место, где он фантазировал и сочинял целые истории, глядя на забавных зверушек на этих занавесках. Поэтому когда у моего заказчика появилась дача, он недолго думал насчет декора, а просто достал из сундука отрезок старой ткани и попросил меня найти ему применение. Я отдала шторы в багетную мастерскую, где их натянули на раму. Теперь тканевый постер с милыми принтами висит в его загородном доме на самом видном месте.

У меня и самой есть дома подобные реликвии. Это и венские стулья, и стол 60-х годов. К слову, столик оказался у меня случайно: его мне отдала подруга, которая прекрасно знает о моей любви к старинным предметам. Он имеет асимметричную треугольную форму. Сегодня предметы-маркеры той эпохи снова вызывают интерес у дизайнеров, поэтому реплики на столы и стулья 60-х, 70-х годов можно увидеть и в масс-маркетах, и в коллекциях предметных дизайнеров.

Я с нежным трепетом отношусь к малым формам мебели, которые в силу обстоятельств исчезли из наших домов. И напрасно! Пуфы, подставки для ног, консоли, ширмы и приставные столики занимают мало места и всегда готовы к перевоплощениям. Например, мягкий пуфик — и дополнительное место для сидения, и подставка для ног. А еще он может стать журнальным столиком, особенно если сверху на него поставить поднос с ароматным чаем и угощениями. Маленькие предметы играют большую роль в интерьере. Тем более если это будут вещи из прошлого, ведь старинные предметы обладают удивительным свойством: они умеют раскрывать внутренний мир своего владельца, как ни один другой предмет. Вот за это я их и люблю.

Совет:

Не бойтесь брать в новую квартиру старые, но дорогие сердцу предметы. Опытный дизайнер всегда сможет вписать их в общую концепцию пространства.

Юлия Фамбулова — один из тех дизайнеров, которые считают, что трещины только украшают предметы старины. В наши дни разбитые вещи чаще выбрасывают. Современная культура потребления диктует небрежное отношение к поцарапанным вазам или стульям. Ведь всегда проще купить новую, стандартную вещь, чем отягощать себя заботами о восстановлении пожившей. Японцы не согласились бы с такой точкой зрения. Об их отношении к старым вещам говорит необычное искусство золотого шва, благодаря которому расколовшиеся на части керамические изделия «склеиваются», тем самым получая второе рождение.

— В нашей с Евгением (супруг Юлии — прим. ред.) жизни когда-то присутствовал необычный гастрономический концепт — ресторан «Чемодан», где кухня от шефа была обрамлена необычным интерьером, наполненным своеобразной мебелью с налетом времени. Но проект отнимал слишком много времени и сил, поэтому нам пришлось с ним расстаться. Тогда для оборудования и части мебели мы нашли новых хозяев, а кое-что приютили в своем доме. Так к нам попали два изящных венских стула, на которых буквально сидело полмира. Обоим своим приобретениям мы придали более презентабельный вид, выкрасив их яркой краской. Что и говорить, эти безупречные с точки зрения дизайна вещи заслуживают самого бережного отношения, ведь они и сегодня восхищают продуманной эргономикой, доставляя удовольствие тем, кто оказывается в их «объятиях».

Еще один венский стул — творение мастеров легендарной фирмы «Братья Тонет» — прописался в нашей квартире сравнительно недавно. К слову, фабрику создал известный в Австрии краснодеревщик — Михаэль Тонет, назвавший свою компанию в честь сыновей, которые совместно со своим знаменитым отцом подарили миру целую коллекцию предметов из гнутого дерева. Наш стул — культовая «Модель № 14», собиравшаяся без единой капли клея. Она буквально покорила европейскую публику и была не менее узнаваема, чем французский аромат «Chanel № 5». Кстати, этот стул, с необычной для своего времени изящной спинкой, оказался у меня дома неслучайно. Когда-то я делала ремонт у заказчицы, увлеченной китайской практикой освоения пространства — фэн-шуй. Согласно этой концепции, энергия Ци должна свободно циркулировать в доме. Затруднить это невидимое движение могут лишь старые предметы, от которых периодически следует избавляться. Судьба стула была предрешена: его хотели выбросить на свалку. Так бы и произошло, если бы я не вмешалась. Правда, сходу мне не удалось найти место для спасенного предмета в своем доме, поэтому его решено было разместить в гараже, где он пролежал до начала ремонта. Когда мы приступили к разбору завалов, то с удивлением обнаружили, что, несмотря на спартанские условия, стул не только «выжил», но и прекрасно сохранился. Тогда мы переселили его в дом. (Улыбается.) Хочу отметить, что такие вещи обладают невероятной ценностью, потому что за ними стоит персональная история каждого владельца. И изучение ее — не менее увлекательное занятие, чем создание интерьера. Правда, до понимания этой простой истины необходимо еще дорасти.

Совет:

У каждого из нас, если хорошо поискать на даче или в гараже, можно найти настоящую реликвию. Это может быть стул или шкаф с налетом старины. Теперь таким вещам-долгожителям нашли подходящее название — лонгселлер. Это «имя» напрямую говорит о том, что перед вами вещь, которая никогда не выйдет из моды. Именно поэтому предметы с историей достойны того, чтобы играть ключевую роль в вашем доме. Так почему бы не дать им еще один шанс?

Дизайнер Юлия Янгирова удивлена, что многие небрежно относятся к предметам из советского прошлого. Сначала они выстраивались в очередь за какой-нибудь «ГДРовской» стенкой, спускали на нее две, а то и три своих зарплаты, а теперь безжалостно все это выбрасывают. Автор множества интерьеров уверена, что мебель из прошлого надо реставрировать.

— В нашей стране люди слишком долго жили в одинаковых интерьерах, где годами и даже поколениями обстановка не менялась, поэтому у нас сформировалось негативное отношение к старине. Кроме того, сегодня в дизайне появилось такое богатство материалов и разнообразие технологий, что мы с легкостью стали избавляться от изделий «с пробегом». Интересна и вместе с тем драматична история предметов советской эпохи, которые сначала доставали по великому блату, а теперь брезгливо выбрасывают на помойку. В моей семье культивируется другое отношение к вещам из прошлого, поэтому в нашем доме прекрасно сосуществуют современные предметы с креслами из 70-х. Кстати, последние попали к нам в кризисном 1990 году. В этот момент мамина приятельница затеяла ремонт и решила поменять обстановку. Она приобрела актуальные в те годы массивные мягкие кресла, а старые решила продать. Конечно, мои мама и папа были не против такого приобретения, ведь они могли купить почти импортный товар по цене советского гарнитура. (Улыбается.) Родители долго думали, куда же пристроить эти кресла, пока не расположили их на одинаковом расстоянии от стола. В то время симметричная расстановка мебели казалось самой удачной. Помню, как появились в нашем доме эти два экземпляра. Красивые, блестящие, и бесконечно уютные — они казались иностранцами среди громоздких лакированных шкафов московского производства. Я быстро облюбовала эти кресла, забираясь на них с ногами, чтобы почитать книгу или посмотреть только что появившийся в нашем доме цветной телевизор. Не так давно мои родители переехали из загородного дома в небольшую квартиру и вынуждены были провести ревизию, чтобы отсеять «лишнюю» мебель. И конечно же, перед ними встал вопрос, куда деть эти старые кресла. После небольшого семейного совещания их было решено отдать мне. Конечно, я не хотела расставаться с частичкой своего прошлого и перевезла эти два предмета к себе на дачу. Не обошлось и без реставрации, еще в прошлом году я заказала на кресла новые чехлы в модную шотландскую клетку, а к съемке обновила лак на каркасе. К слову, особенных навыков для этого не потребовалось. Стоит только ошкурить и покрыть мебельным лаком ножки и подлокотники и — вуаля! — предмет с историей совсем как новенький. При работе я использовала простые материалы, чтобы вернуть изделиям оригинальный вид. Не исключаю, что мои дети решат перекрасить эти предметы в яркие цвета, но это уже другая история. У меня дома есть еще один раритет — венский стул. Но мы мало чего о нем знаем. Только могу рассказать об операции по спасению этого стула, в которой мне удалось поучаствовать вместе с супругом. Мой муж занимался реконструкцией завода «Станкомаш». Во время ремонта рабочие обнаружили мебель советской эпохи. Тогда руководство предприятия разрешило разобрать что-то «по своим», а остальное — утилизировать. На тот момент приютить стул никто не решился, и его уже собирались выбросить. Но мой муж решил забрать никому не нужный предмет домой. Нам лишь осталось принять переселенца.

Совет:

Странные предметы буквально на генетическом уровне несут в себе информацию о прошлых поколениях, об их любви к жизни, о том, как раньше, порой, искусно и трепетно создавались подобные вещи. Именно поэтому предметы старины должны жить вечно. Ну и не стоит забывать, что мода циклична. Поэтому кто знает, может быть, завтра ваш старый хлам превратится в трендовую «новинку».

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы