-Рынок Китая в целом и IT в частности — своего рода бурлящий котел, где новые проекты появляются со скоростью звука. По данным госстатистики, только за 2018 год в стране зарегистрировано более 620 000 стартапов.

Андрей Прохорович
генеральный директор Eurasia Development Ltd (Китай)

Для сравнения: в 2017 году было зарегистрировано 320 000 новых проектов в сфере IT. При этом за прошлый год только эти 620 000 стартапов запатентовали более 110 000 изобретений. Колоссальная цифра, не правда ли? Надо ли говорить, какая там жесткая конкуренция, и как они бьются друг с другом: придумывают новые решения, работают над усовершенствованием бизнес-моделей. Здесь существуют такие бизнесы, которых на Западе просто не встретишь. При этом китайцы умудряются зарабатывать даже на самых спорных разработках. Например, недавно вышло приложение, которое преображает твое лицо в режиме онлайн. Insta-леди применяют это приложение во время записи прямых эфиров, чтобы выглядеть эффектно. Это во-первых.

Во-вторых, китайцы готовы вкладываться в продвинутые стартапы/технологии не только внутри страны, но и присматриваются к интересным идеям на Западе.

По итогам 2018 года венчурный рынок Китая составил 111 млрд долларов, в то время как рынок российских инвестиций зафиксировался на отметке 26 млрд рублей — порядка 0,3% венчурного рынка Китая.

В-третьих, пришло время учиться у китайцев.

О том, что Китай начинает изобретать, а не слепо копирует, я говорил в далеком 2014 году. Тогда все крутили у виска, а сегодня даже такие финансовые гиганты, как российский Сбербанк, не гнушаются перенимать технологии у китайского WeChat’а. Впрочем, WeChat известен не только тем, что является социальной сетью, совмещающей в себе финансовые «опции», но и мощнейшим инструментом для продвижения бизнеса. Мы и сами его активно использовали, когда помогали DodoPizza и другим компаниям выйти на рынок этой страны. Или еще пример копирования у китайцев: уже ни для кого не секрет, что Instagram и Facebook перенимают решения популярных в КНР приложений TikTok, Pinduoduo и Kuaishou.

В-четвертых, Китай производит больше всего в мире данных и обрабатывает больше всего dataset’ов.

Разработчикам известно: чем больше у тебя данных, тем более качественно ты обучишь свой алгоритм (нейронную сеть). Как говорят в Китае, данные — новая валюта. И надо отметить, что они генерируются в Поднебесной повсеместно. Здесь каждый первый имеет навороченный смартфон, а с учетом высокой численности населения страны, общая сумма пользователей сети становится невообразимой. В Китае больше всего «умных» CCTV камер на улицах и так далее. Эти устройства ежеминутно «записывают» наши электронные следы, которые потом используют аналитики для создания dataset’ов. Мало того, китайцы легко адаптируются к высоким технологиям. В КНР все, вплоть до 90-летних старушек, являются уверенными пользователями гаджетов, совершая оплаты через мобильные системы. И в-пятых, выход на китайский рынок — дело тонкое. Поэтому единого рецепта здесь не существует. Да и в открытом доступе вы практически не встретите информацию о продаже кейсов IT. За последнее время можно отметить только два свежих выхода. Один — фирма Ярослава Городецкого CDNvideo — софт, который дает устойчивую картинку во время прямой трансляции даже при перегруженных сетях. Другой — компания Huawei, которая купила технологию распознавания лиц «Вокорд». Сегодня мы занимаемся консультированием ряда компаний, чтобы они могли пройти эту процедуру безболезненно. Понятно, что мы сами бизнес, и делаем это за юани. Хотя о выходе высоких технологий, к сожалению, по большей части я вам рассказать не могу — это коммерческая тайна. Скажу лишь, что особенностей много, и с внешней стороны китайской стены их может быть не видно. Главное, надо понимать: бояться «завоевывать» КНР не надо. Китай — не то чтобы закрытый рынок, он просто имеет свои особенности. И их нужно изучать. Но многие западные IT-компании этого не делают. Как итог — в Китае запрещены такие IT-монстры, как Facebook и Google, которые отказались фильтровать табуированную информацию в выдаче. Также примером громкого провала, могут служить безуспешные попытки eBay и Amazon прописаться в Поднебесной. Одна из основных ошибок этих компаний состояла в том, что они не захотели меняться и пришли в Китай, как говорится, со своим уставом.

Кратко о себе: я родился во Владивостоке — до Китая рукой подать. С 2001 года работаю в Поднебесной, с 2006-го проживаю в этой стране, а начиная с 2012 года работаю в сфере трансфера технологий и стратегического консалтинга. С раннего возраста начал заниматься бизнесом, за что был благополучно отчислен из университета. Теперь я почетный преподаватель этого же вуза, обучаю банкиров и крупных предпринимателей, как вести дела с нашим Большим соседом.

Какими могут быть пути взаимодействия между Россией и Китаем в сфере IT?

Имея отличных «спецов» в России, нам нужно подумать, как коммерциализировать свои изобретения, ведь именно с этим у нас проблема. Так, коллаборации могут складываться по принципу — российские технологии и менеджмент+китайские инвестиции. Кстати, китайцы не только готовы покупать софты, но и платить нашим специалистам больше, чем Google или Facebook. Буквально недавно глава Huawei заявил, что он будет выплачивать выпускникам новосибирского университета зарплаты в районе 1 млн долларов в год. Конечно, речь идет о Data Scientist (аналитиках больших данных) и создателях инфраструктур.

Коллаборации «Китай+Россия» интересны в сфере покупки/продажи технологий или лицензий на интеллектуальную собственность, с обязательной проработкой успешности внедряемой бизнес-модели и исследованием рынка.

Потому что иностранцы, в принципе, не знают, что происходит в Китае в плане технологий: 95% информации существует только на китайском языке. И эта информация даже на английский не переводится, не говоря уже о русском. Отличная защита рынка, кстати. Вообще, сейчас в тренде такие направления, как искусственный интеллект и большие данные. Сюда же подтягиваются 5G и интернет вещей. Еще технологии только создающихся рынков — интернета людей (IoP), нейрофизиология и интернета всего (IoE). Так что сценариев для взаимодействия может быть сотни.

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы