Кажется, Челябинск давно оставили в опасности. Его легкие забились от смога, по живому телу пролегли не всегда логичные дорожные развязки, зеленую шевелюру основательно проредили... Принимая во внимание специфический анамнез нашего города и обострение, которое вслед за этим наступило, впору задаваться вопросом не «кто виноват?», а «что делать?»

Мы собрали самые заметные разработки «челябинских Кулибиных», которые помогут уйти от точки невозврата. Дело осталось за малым: ухватиться за эти технологии. Какие-то из них уже успешно апробированы и работают, но в рамках одной компании, а какие-то все еще ждут своего часа.


Штирлиц с киркой

С разработчиком этой экологической теории о рекультивации Коркинского разреза мы встретились, как Штирлиц и Кэт. Итак, камерная обстановка кафе NN. Он: немного озадаченный и взъерошенный — все еще не верит, что наша беседа не розыгрыш и не провокация. В руках у него — нет, не газета, а книга под названием «Коркинский угольный разрез». Я: под стать телефонному описанию — высокая, в синей куртке. Во время беседы мой визави, горный инженер Эдуард Мильман, не раз вспоминает наказ дочерей: «Папа, не лезь в это дело!» И тут же добавляет: «Когда мой отец уходил на фронт, то завещал мне всегда говорить правду. Что я и делаю». — Коркинский разрез — жемчужина социалистического производства. Единственный в мире угольный разрез глубиной 500 м, — рассказывает Эдуард Натанович. — Сегодня, когда работы на нем полностью завершены, нужно сделать так, чтобы этот объект приносил деньги. Так поступают во всем цивилизованном мире, где посещение подобных площадок считается увлекательным аттракционом. Европейцы научились делать деньги из воздуха, чем мы хуже? Но пока для многих из нас Коркинский разрез примечателен не как туристический объект, а как одна из основных причин плохого воздуха в Челябинске и его окрестностях. Не понимаю, когда проблему пожаров в таком уникальном месте пытаются решить усилиями одной компании. Как минимум, это всероссийская задача. Нужно собирать конференцию, которая объединит усилия видных производственников и известных ученых.

По мнению Эдуарда Натановича, существует четыре наиболее вероятных сценария рекультивации Коркинского разреза. Первый — тот, что применяется сейчас, — промрекультивация. Когда пожары тушат точечно, засыпая их землей из внутреннего отвала, расположенного на дне карьера. Но, как мы видим по клубам дыма, постоянно накрывающим наш город, этот способ не дает должного эффекта.

Второй вариант — это пульпопровод, который начали тянуть с Томинского ГОКа. Предполагается, что через эту трубу будут перегоняться отходы обогатительной фабрики, с помощью которых обещают потушить все возгорания. Однако эту задачу собираются выполнять вплоть до 2042 года.

— Это решение, мягко говоря, не безопасное. Дело в том, что борта карьера имеют высокую пористость, порядка 10%, а их влагоемкость достигает 25% — довольно серьезная цифра. То есть, понадобятся тысячи тонн воды, чтобы добиться хоть какого-то результата. Это раз. А два, этот способ может привести к еще большей катастрофе, так как вода не просто впитается в борта, а разрушит их. И карьер просто-напросто расползется. Это поставит под угрозу обрушения дома не только в поселке Роза, но и в близлежащем Коркино. К тому же, никто не дает гарантий, что отработанные на ГОКе вода и порода будут безопасными. Под дном карьера проходят подземные воды, которые, рано или поздно, принесут эти отходы в Шершни.

Третий и четвертый варианты, по мнению эксперта, являются наиболее безопасными. Речь идет о тушении пожаров за счет старых терриконов, сосредоточенных вдоль трассы на Троицк. Кстати, эти отвалы не просто складировались вдоль дороги, а были озеленены по специальной технологии. Они и по сей день являются прекрасным примером тому, как нужно обращаться с отработанной породой.

— Для воплощения третьего варианта в жизнь потребуется проложить транспортеры и поставить экскаватор, которые обеспечат бесперебойное поступление перегоревшей породы в карьер.

И последний, более быстрый и приемлемый способ, — направленный взрыв, который решит несколько задач сразу. Сегодня эта технология отработана военными настолько четко, что позволяет сносить здания даже в центре густонаселенных городов. Самый заметный тому пример — Екатеринбургская башня, из подрыва которой устроили настоящее шоу.

— В мире до сих пор не решена проблема глубоких карьеров. Поэтому необходимо созывать даже не всероссийскую, а международную конференцию. Причем на нее нужно пригласить военных, потому что они помогут решить эту задачку пиротехническим способом, — отмечает Эдуард Натанович.

Четвертый вариант предусматривает не просто большой взрыв, а управляемый сдвиг породы под углом 25-30 градусов. С одной стороны, это поможет обрушить один из бортов карьера, сделать его более пологим, с другой — одномоментно засыпать дно разреза, и с третьей — обеспечить реализацию туристической идеи на склонах этого уникального промышленного объекта.

— Существуют и противники этой теории. Они боятся, что взрыв станет причиной возгорания залежей угля, которые будут вскрыты. Однако с этим можно будет справиться за счет специальных перемычек из глинистой смеси. Они-то и закупорят опасные участки, — отмечает Эдуард Натанович.

К сожалению, не один из этих способов не получил должного технико-экономического обоснования. И если первые два способа под давлением экологов хоть как-то рассматривались представителями Русской медной компании, которая и занимается строительством Томинского ГОКа, то на остальные два производственники просто закрывали глаза. — С самого начала и по сегодняшний день все мои предложения по рекультивации карьера руководство РМК полностью игнорировало. Оно и понятно. Все мои идеи тщательно продуманы, подкреплены аргументированными цифрами и исследованиями. А против фактов, как говорится, не попрешь, — сетует собеседник.


 

Водой тушат экзогенные пожары, а эндогенные, такие, что постоянно возникают в Коркинском разрезе, — только охлаждают. Технология такого тушения является, как минимум, не безопасной потому, что из-за нее возникают рецидивы новых возгораний.

«Мирные» сосульки

Еще одна прекрасная инженерная разработка — технология избавления крыш от наледи и, собственно, сосулек, жертвы которых становятся героями пугающих сезонных репортажей. Ежегодно в стране более 10 тысяч человек страдают от падения сосулек и ледяных глыб. Ущерб имуществу, вызванный этим явлением, измеряется миллионами рублей. Не говоря уже о человеческих жертвах. Между тем, существуют методы предотвращения образования наледи. Правда, одни из них малоэффективны, другие требуют больших ресурсов. Челябинская группа компаний ПСО, занимающаяся созданием безопасных модульных систем отопления, создала такую технологию, которая позволяет решить эту насущную коммунальную проблему.

— Чаще всего для борьбы с сосульками используют два основных метода. Первый метод — механической очистки, когда с кромки крыши наледь вынужден удалять дворник. Понятно, что при таком способе очистки коммунальные компании борются скорее с последствиями природного явления, нежели с причиной их возникновения. А это значит, что их сотруднику придется подниматься на крышу снова и снова. И второй — более продвинутый — решения с использованием нагревательных элементов. Однако популярные в нашей стране кабели крайне ненадежно закрепляются на поверхности крыши и, при этом, обладают значительным расходом электроэнергии, — рассказывает коммерческий директор ГК ПСО Дмитрий Латинский. — Мы же предлагаем совершенно другую систему, построенную на нагревателях собственного производства. Она представляет собой плоские стальные модули длиной один или два метра. Они собираются в батарею и устанавливаются между стропилами и кровлей, которая одновременно служит антивандальным покрытием для кабеля. Сама система еще и экономична. Плоский кабель укладывается исключительно в местах образования сосулек, поэтому не нужно затрачивать полезные киловатты на обогрев всей поверхности крыши.

Дмитрий говорит, что антиобледенительная система родилась не на пустом месте, а стала результатом постоянного научного и инженерного поиска коллектива компании. В основе технологии лежит запатентованная система «Зебра ЭВО-300», которая зарекомендовала себя как безопасное, эффективное и элегантное решение для создания комфортного микроклимата в домах. Поначалу эта разработка переродилась в антиобледенительную систему, а теперь стала прототипом для создания плоского греющего кабеля, который может монтироваться под керамические и каменные поверхности. Причем все разработки компании легко интегрируются в устройства типа «Умный дом». Это означает, что весну на крыше можно устроить по настоянию жильцов или сотрудников управляющей компании, которая просто выставит на дисплее телефона нужную температуру.

— Сегодня ряд решений, использованных в разработке нагревательного модуля ПСО, запатентованы. Изготовлен опытный образец, который успешно прошел все испытания в лабораторных условиях. Однако применить ноу-хау на реальном объекте пока не удалось. В первую очередь, мы связываем трудности в применении модуля с тем, что проблема образования наледи носит сезонный характер. А в нашей стране любое время года, как вы понимаете, наступает внезапно, — резюмировал Дмитрий.


 

«Евроасфальт» по-челябински

От российских дорог трясет каждого первого. Однако, в последнее время все чаще появляются новые технологии, способные оставить эту проблему в прошлом. Уже сейчас в Челябинской области знают, как «сгладить ситуацию» в прямом смысле слова. Кроме того, с 1 июня этого года вступают в силу новые национальные стандарты, ужесточающие ответственность дорожных строителей. Это специализированная система проектирования «Евроасфальт». Одна из строительно-дорожных организаций подготовилась к нововведению основательно и готова рассказать об этом. Чтобы укладывать асфальт по новым требованиям, предприятие затратило 15 миллионов рублей на оснащение своей лаборатории.

— Новые технологии в области дорожного строительства начинаются с лабораторных исследований. Старый формат тестирований образцов асфальта заключался в однократной нагрузке до разрушения, что явно не отображало реальной картины и климатических особенностей местности, — комментирует Евгений Лобов, генеральный директор АО «УралАвтодор». — Мы создали современную лабораторию, оснащенную новейшими разработками, чтобы получить более точные и приближенные к реальным условиям данные. Новая методика позволяет воспроизвести интенсивность движения и климат конкретного участка дороги. Это позволяет подбирать асфальтобетонную смесь под конкретную местность и предотвращать дефекты покрытия в период эксплуатации.

Но лабораторные испытания — не единственное средство на пути к улучшению дорожного покрытия. В компании рассказывают, что на Урале была обкатана и технология холодного ресайклинга. Уникальная разработка позволяет за относительно короткие сроки устраивать надежные дорожные основания с максимальным использованием местных материалов. Сегодня эта технология успешно применяется там, где покрытие изрядно изношено и там, где можно использовать старый асфальт при изготовлении нового дорожного основания. Такой подход практически в два раза снижает затраты на восстановление дорожного полотна. В Европе эта технология также успешно применяется. Конечно, при создании идеального покрытия используется и специальная техника. Например, современная система 3D-нивелирования Topcon, которая позволяет избежать ошибок при устройстве конструктивных слоев дорожного полотна с точностью до 5 мм. Одно электронное устройство и его наладчик заменяют работу целого отряда геодезистов и других специалистов. Так, умные машины приходят на помощь человеку, чтобы наша страна смогла избавиться от одной из главных своих бед. Остается надеяться, что вскоре мы сможем прокатиться по «Евроасфальту» и в черте нашего города.


 

Своя колея

Еще одна технология, которая поможет нашему городу преобразиться — модернизация парковочных карманов, которую представляет генеральный директор проектного института «УралНИИСтромПроект» Василий Важенин.

По словам Василия, городские парковки — все равно, что бесплатный сыр в мышеловке. С одной стороны, хорошо, когда можно оставить автомобиль бесплатно на неограниченное время, но, с другой, водители настолько привыкли к этой «опции», что относятся к ней слишком небрежно: то паркуют машины в хаотичном порядке, то, будто случайно, заезжают на тротуар. Особенно это критично для центра города, который, так или иначе, считается пешеходной зоной, но из-за засилья автомобилей не представляет интереса для прогулок.

Согласно идее проектировщика, в вопросах апгрейда городских парковок нужно идти от обратного. То есть следует не расширять парковочное пространство, а, наоборот, сужать.

— Я вижу прямую взаимосвязь между парковочным пространством и деградирующим городским автопарком. Одно создано по принципу хаотичности, а другое разваливается вследствие этого. Для решения этих проблем предлагаю реализовать ряд эффективных и грамотных мероприятий. Первое — необходимо уменьшить городские парковочные площади примерно на 20%. Освободить пространство для пешеходов, городского благоустройства и озеленения. Каждое шестое парковочное место лучше превратить в участок газона с высаженным деревом. В обязательном порядке в центре города нужно ввести плату за парковки. Это неминуемо приведет к уменьшению потока людей, использующих автомобили для передвижения на работу и обратно. В этот момент необходимо срочно инвестировать средства в модернизацию общественного транспорта. В противном случае люди не откажутся от комфортных автомобилей в пользу изношенного и ржавого транспорта.

Василий Важенин уверен: в организации парковочного пространства важно подумать и о том, как, собственно, дойдет водитель до тротуара. Будет ли он шагать по газону или собирать грязь около бордюра? А это значит, что и у него должна быть своя, отдельно выделенная дорожка. Финальным аккордом благоустройства парковок, по замыслу проектировщика, должно стать понижение уровня грунта вдоль всех бордюров. — О том, что необходимо срезать лишнюю землю с газонов, я говорю уже больше пяти лет. Это простое решение позволит навести чистоту в городе моментально. Кстати, на выполнение этой задачи не требуется никаких специфических навыков или глобальных инвестиций. Во всех развитых странах часть этой работы делают люди, находящиеся на исправительных работах. Правда, до сих пор к моим словам никто не прислушался. Сама вертикаль власти в нашем городе и государстве устроена так, что никому ничего не нужно. Инициатива наказуема. Чиновники боятся лишних телодвижений, потому что это влечет за собой целый ворох бюрократических проблем, за которые они же и будут получать по шапке.


 

Практически каждая авария трубопровода — недели ремонта. Вскрыть асфальт, вырыть траншею, заменить трубы, закопать... А если труба проходит под инфраструктурными объектами? Под асфальтом остаются сотни тысяч рублей.

Огонь, вода и новые трубы

9 января. Прорыв магистрального трубопровода в северной части Металлургического района. Посреди зимы без отопления и горячей воды остались 149 жилых многоквартирных домов, 195 частных домов, 16 детских садов.

6 февраля. На проспекте Победы в Челябинске из-под земли начал бить фонтан высотой с девятиэтажку. В результате коммунальной аварии горячая вода залила соседний дом, да так, что жителям пришлось спешно эвакуироваться.

Схожая авария произошла 16 апреля на перекрестке улиц 40-летия Победы и Братьев Кашириных. Во время плановых температурных испытаний произошел прорыв труб с кипятком. Пострадали 5 человек, двое до сих пор находятся в ожоговом центре. Без отопления остались 705 домов.

Это далеко не полная хроника нашей коммунальной зимы. О том, что трубопроводные сети Челябинска находятся в плачевном состоянии, известно давно. Городскому водоканалу без малого 110 лет! Говорят, где-то в районе улицы Кирова до сих пор действует деревянный водовод. Износ сетей по самым деликатным подсчетам составляет более 70%.

Практически каждая авария трубопровода — это недели ремонта. Вскрыть асфальт, вырыть траншею, выслушать гневные комментарии прыгающих через канаву граждан, достать трубы, заменить, закопать, уложить асфальт. А если труба проходит под какими-то инфраструктурными объектами? Под асфальтом остаются сотни тысяч рублей.

Между тем, уже несколько лет существует и, кстати, прекрасно себя зарекомендовала, уникальная разработка Уральского завода полимерных технологий «Маяк». Местные инженеры сконструировали, запатентовали и внедрили так называемый «Интеллектуальный рукав», который позволяет восстанавливать трубы бестраншейным способом. Быстро и эффективно.

— Попробую объяснить суть технологии простым языком, — говорит Артемий Левин, заместитель директора завода «Маяк». — Представьте себе полимерный рукав, который помещается внутрь несущей трубы, под воздействием горячего пара расширяется и в точности повторяет ее форму. В результате труба практически не теряет пропускную способность и приобретает внутреннюю защиту с расчетным сроком службы более 50 лет. При этом разработанный нами полимер выдерживает воздействие агрессивных сред и температуры свыше 160 градусов. Обратите внимание: восстановление можно производить прямо под землей, без рытья траншей и замены поврежденных труб! Технология уникальна не только в российском, но и в мировом масштабе — на этот счет имеется заключение многих международных экспертных организаций, в том числе «Сколково».

Артемий признается: коммунальное хозяйство — далеко не единственная и не основная сфера применения интеллектуального рукава. Технологией активно интересуется нефтегазовый сектор, промышленные предприятия, причем европейские и китайские, как ни странно, гораздо активнее отечественных. Но именно в городе с его плотной застройкой и бесконечными авариями эффект от применения уникальной разработки был бы наиболее нагляден.

— В 2017 году нами уже был произведен показательный ремонт участка трубопровода в районе Дорожной клинической больницы, — рассказывает Артемий Левин. — Мы восстанавливали 20 м трубы, которая пролегает под тротуаром, под дорожным полотном, под полосой зеленых насаждений с голубыми елями. На полное восстановление трубы у наших специалистов ушло 3 дня — по подсчетам сотрудников ЖКХ, они потратили бы на это как минимум две недели. А в денежном отношении наш метод оказался дешевле приблизительно на 40%. Все работы, кстати, мы выполняли за свой счет.

По словам Артемия, показательное выступление получило высокую оценку и у коммунальщиков, и у чиновников. Но дальше этого эксперимента дело пока не пошло. Чиновники ссылаются на бюрократические сложности. Мол, технология новая, в реестре коммунальных работ нет соответствующих наименований и невозможно произвести их тендерную оценку. Артемий уверен: рано или поздно этот вопрос будет решен с помощью политической воли. Ведь преимущества для города очевидны! А нам остается надеяться, что коммунальщиков, получающих доход пропорционально затратам, эта экономия не отпугнет.


Когда мы готовили этот проект, то поняли: вопреки бесконечным «миграционным спискам», непрекращающемуся оттоку умов, переезду перспективной молодежи, в Челябинске не перевелись проектировщики и Кулибины. Они продолжают думать о городе и разрабатывать планы по его спасению. Будем надеяться, что когда-нибудь эти проекты лягут в основу реальных дел.

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы