Этим летом Челябинск станет ярче. 15 художников со всей страны украсят его своими муралами. Их эскизы выбрали из более чем 150 присланных на конкурс работ организаторы Фестиваля уличного искусства «Ural Art Summer». В специальном интервью «Плану Б» один из лучших российских стрит-арт-художников, краснодарец Георгий Куринов, известный во всем мире как Gooze_art, рассказал, что будет рисовать в нашем городе, что создал для Всемирного фонда дикой природы.

Георгий Куринов
арт-художник

Метаморфозы мандарина

— Георгий, почему для Челябинска Вы выбрали фламинго? С этой яркой птицей наш город уж точно не ассоциируется.

— Судя по тому, что я читал в Интернете, Челябинску подходит этот рисунок. Я никогда не был у вас, но, получив приглашение на фестиваль, доработал под него именно этот эскиз. Есть ситуации, когда нужно перевернуть мир вверх тормашками. Вот смотрите — это фламинго, верно? Но я нарисовал его вниз головой. Это отражение, а не реальная птица, хотя наш мозг видит именно ее. Ну и что?! А то, что иногда можно в один миг сделать свой мир лучше, просто поменяв угол зрения. Измени восприятие проблемы — и начнешь ее решать, потому что увидишь выход, которого раньше не замечал. Это я и хочу сказать челябинцам.

— В этой неоднозначности и заключается ваш узнаваемый авторский стиль?

— У меня всегда есть второе дно. Моих героев ни с кем не спутаешь. Их лица и тела часто состоят из русских или латинских букв и слов. То есть внутри персонажа скрыто послание. Иногда оно видно сразу, иногда нужно позалипать, чтобы разгадать головоломку. Плюс огромное количество оттенков, яркий колорит, замысловатые, порой очень странные сочетания цветов. Экспериментирую с освещением, люблю двойное, когда, помимо основного, есть еще дополнительные источники света. Мое творчество всегда созидательно. При этом тема может быть очень серьезной, которую по-настоящему поймут только люди за 30, с определенным жизненным опытом. Недавно закончил эскиз «Метаморфозы мандарина». Это работа о созревании человека в социуме, о том, что все мы — плоды одного дерева, но при одних и тех же условиях развития из кого-то получается диктатор, а из кого-то — благотворитель. Аналогичные жизненные ситуации одного закаляют, а другого ломают. И вот на рисунке с одной ветки падают два ее плода — мандарин и сороконожка.

— Столь глубокие сюжеты не характерны для граффити.

— Давайте разберемся с терминологией, ведь стрит-арт — понятие обширное. Это и маленький трафарет, как у Бэнкси, и скульптура, и инсталляция на улице, и барельеф, и светодиодная конструкция, и мурал. Граффити и стрит-арт-картины часто путают из-за того, что и в том и в другом жанре художник использует краску в баллончиках. Но в граффити в 90% случаев изображение строится на шрифтах. А, главное, это, по большому счету, нелегальная замкнутая субкультура: лишь избранные понимают, что за послание ты оставил на стене. Стрит-арт же, наоборот, нацелен на то, чтобы как можно больше людей увидело и оценило твою работу. Это гораздо более интересные, концептуальные, художественные изображения, своеобразная галерея под открытым небом. Но ни в коем случае нельзя говорить, что стрит-арт — более высокий этап развития уличного искусства! Это просто другая ветвь эволюции. Я создаю именно public art, т.е. легальный, официально согласованный, стрит-арт. Хотя начинал, как и все, с вандализма. (Смеется.) Помню, как лет в 16-18 разрисовывал ночью трамваи в депо. Из-за чего порой случались драки с кондукторами, заставшими на месте преступления, а позже и с хозяевами домов, которые «украшал» без спросу.

Путь художника

— Вы получили профессиональное художественное образование, что редкость среди стир-арт-художников. Оно Вам помогает?

— Оба моих родителя — художники, и класса с 8-го я не видел себя в другой профессии. С одной стороны, без спец.образования вряд ли можно понять, какие техники используют, скажем, Леонардо и Рафаэль, а, тем более, перенять их. С другой, академические знания лишают открытости восприятия. Увидев один из моих первых больших проектов в городе, преподаватель из универа оставил мне в Facebook гневный отзыв: «Чему тебя учили? Как можно так ломать композицию?» В этом-то и была фишка, но для него это было все равно, что сжечь Библию. (Смеется.)

— Поэтому Вы и ушли в стрит-арт?

— После института я долго занимался графикой, гейм-дизайном и диджитал-артом — рисовал игры, прорабатывал персонажей и локации, создавал иллюстрации к обложкам книг, компьютерных и настольных игр, музыкальных альбомов, афиш. Однажды делал серию рисунков для Павла Дурова, тогда еще директора «ВКонтакте». Разрабатывал афиши для турне знаменитых иллюзионистов братьев Сафроновых, электронной фолк-группы «Иван Купала» и множества московских металлистов и рокеров. Это приносило и удовольствие, и деньги. Но в какой-то момент понял, что больше не могу 24 часа в сутки сидеть за компьютером. Мне нужны реальные, не online впечатления, путешествия, знакомства. И вот лет 7 назад бросил комп и начал рисовать руками. Искал свой стиль, нарабатывал опыт. Постепенно заказов становилось все больше, а сами они — сложнее и интереснее. Еще в художественной школе мне страшно нравилось рисовать на больших плоскостях, в маленьких задыхался. Такой художник — монументалист. (Улыбается.) И сейчас сделать работу квадратов на 10, пусть даже по собственному эскизу, мне труднее, чем расписать фасад на 500 квадратов. Нужен размах — когда в подъемнике на уровне 10-го этажа я зависаю с красками, то не просто творю, а реально парю!

Мурал (от исп. «фреска») — большой рисунок на фасаде или внутренней стене в интерьере дома, а также на других вертикальных поверхностях: ограждениях, заборах и т. д.

Несмотря на загруженность, каждый год стараюсь выделить время на социальные проекты, за которые никогда не возьму денег. В прошлом году, например, рисовал в реабилитационном образовательном центре для детей с особенностями развития, недавно оформлял группы в детском садике и т. д.

Россия vs Europe

— Последние 4 года Вы много работаете за границей, участвуете в фестивалях. В чем разница между Европой и Россией?

— В Европе в разы больше отдача. Они гораздо уважительнее относятся к художественному труду. У нас висит себе рисунок на доме, и большинство идет мимо, не вникая в суть. Там же люди не просто селфятся на фоне красивой картинки, а пытаются понять, что хотел сказать художник. Я часто получаю вопросы, просьбы объяснить смысл, идею. Они заморачиваются, ищут меня в соц.сетях. В отличие от нас, европейцы никуда не спешат и в принципе больше всем интересуются.

Кардинально отличается и подготовка к проектам. Приглашенный художник получает полностью готовую площадку для работы. Даже если это не заказ, а фестиваль, всегда платится гонорар. В России это редкость. Если за участие и платят, то символически, 10-20 тысяч рублей. Минимальный же европейский гонорар в пересчете на рубли — 100 тысяч за небольшую стенку. За большой фасад (7-ми-8-миэтажный дом) — тысяч 250-300 + перелет, проживание — это даже не обсуждается. Когда ты приступаешь к работе, все затребованные тобой материалы и краски уже стоят у стеночки. К слову, в Европе совершенно иная система расчета гонораров. У нас в основном есть фиксированная цена, рассчитанная по объему заказа. А они считают потраченные на работу дни. Европейцы очень уважают время, и свое, и чужое. Так и спрашивают: «Как быстро ты сделаешь этот проект?», выдают коэффициент дня в зависимости от уровня художника, и ты получаешь сколько-то евро в сутки.

— Почему же европейцы проявляют интерес к русским стрит-арт-художникам? У наших гонорары скромнее?

— Размер гонорара определяется не гражданством художника, а его опытом, талантом и известностью. Конкуренция велика. Ведь на Западе культура стрит-арта появилась лет на 10 раньше. Но именно потому, что у них в принципе очень много стрит-арта, мастера поневоле в чем-то копируют друг друга. А работы русских, как раз в силу нашей долгой вынужденной изоляции, выделяются самобытностью, оригинальностью. Нам некого было копировать — вот и образовались уникальные авторские манеры и стили. В этом основная притягательность наших художников для европейских заказчиков. К тому же, в России много по-настоящему талантливых, сильных мастеров и, справедливости ради отмечу, художников с профильным образованием. В Европе больше самоучек.

Коллаборация — сотрудничество, совместная работа нескольких художников над одним проектом. Их объединяет общая тема, цветовая гамма и т.п., но каждый рисует в своем стиле.

#ВернемЛео

— Расскажите о самых интересных европейских проектах.

— В прошлом году я делал фасад в порту Антверпена. Работа называется Satellite Jellyfish, «Спутник Медуза». На данный момент это самый крупный рисунок в Бельгии и, наверное, самый популярный из моих муралов. Я изобразил взлетающий инопланетный корабль в виде медузы, которому остающийся на поверхности планеты астронавт прощально машет рукой. А в Эйндховене (Нидерланды) мы с другом расписали автомобильный тоннель из аэропорта к центру города. Свод и стены выполнили в урбанистическом стиле, но в бирюзово-морских оттенках. Поэтому и назвали работу Aqua Urbana. Попадая в тоннель, погружаешься в другой мир, то ли подводный, то ли инопланетный, то ли фантазийный. При этом нам была четко сформулирована задача: персонажи и композиция должны быть яркими, броскими, но не слишком конкретизированными, чтобы сильными образами не отвлекать от дороги внимание водителя.

— А со Всемирным фондом дикой природы сотрудничали в России?

— Северо-Кавказское отделение Фонда предложило создать в Краснодаре большой мурал, посвященный возвращению переднеазиатского леопарда в естественную среду. Я с радостью согласился, потому что сам «зеленый» человек: никогда бумажку на землю не брошу и другим не дам, все мои картины так или иначе связаны с природой. Фонд оплатил краски, расходные материалы и подъемник, я работал бесплатно. В итоге в оживленном месте города на фасаде 11-тиэтажного здания появилась композиция с основными «красно- книжниками» Кавказа — леопардом, зубром, сайгаком, орлом. А над ними — огромный хэштег #ВернемЛео — название программы Фонда.

Источник вдохновения

— Откуда вообще берутся сюжеты? Что Вас вдохновляет?

— Музыка: рок, фолк, качественный хип-хоп, трайбл, этника. Я большой меломан. Из последних мощнейших впечатлений — краснодарский концерт Эйнара Селвика из норвежской группы Wardruna, автора музыки к сериалу «Викинги». Научная фантастика: Лем, Стругацкие, Желязны, Гаррисон, Брэдбери, Шекли. На моих муралах много марсианских пейзажей, астронавтов в скафандрах. Но космосом не ограничивается. Мои миры сюрреалистичны, в них непременно присутствуют метаморфозы, как у Дали, одного из моих любимых художников. Из русских обожаю Левитана и Куинджи. Их цветоколористика придает невероятную атмосферность любой локации, которую они изображают. Я же люблю менять реальность, создавать миры и заселять туда зрителя, чтобы он хоть на несколько секунд проникся этой вселенной. Горы, водопады, ущелья, которые я рисую, — это часто впечатления из моих путешествий по разным странам и воспоминания о тех временах, когда отец, увлекавшийся альпинизмом, брал с собой в походы. И, конечно же, мощнейший источник вдохновения, — моя семья.

— Ваша жена Лилия тоже художник?

— Да, мы учились на одном курсе. Сейчас она много времени посвящает дочке и годовалому сыну. Но материнство стало прорывом в ее развитии как художника. Ее бренд hand made украшений Shebbua (это ее девичья фамилия), которые она создает по авторским эскизам, популярен не только у нас в городе, но и в сети. Она очень талантлива, и я мечтаю, что однажды мы сделаем большой совместный проект. А Эрика — гениальный скульптор. Я не слеплю так, как она в свои 6 лет и за 15 минут! Мы даем ей полную свободу творчества. Признаюсь, и я, и жена частенько подворовываем ее идеи, настолько они круты и оригинальны. (Смеется.)

— Идеи сначала воплощаются в эскизе?

- Многие стрит-арт-художники предпочитают импровизацию. Но я стараюсь передавать мысли, над которыми нужно подумать. Поэтому могу сидеть над набросками 2-3 недели, а потом за 4 дня нарисовать мурал на 500 квадратов. Если есть возможность, делаю эскиз проекта под конкретную локацию. Бывает и наоборот: ищу место, в котором можно воплотить какую-то идею. Ведь арт-объект диктует пространство. Это невероятный процесс, за которым крайне интересно наблюдать. Была замшелая серая стена — и вот на ней появляется рисунок, преображающий все. Коммунальщики вдруг решают покрасить бордюры и заборы на этой улице, засадить газоны свежей травкой, начинается благоустройство территории, прохожие перестают бросать мусор на тротуар и т. д. В результате этот дом с рисунком уже через неделю становится знаковым местом в городе, где назначаются встречи и свидания. И приятно понимать, что ты имеешь к этому отношение, можешь творить волшебство силой своего искусства! Оно реально меняет и облик целого города, и психологию его жителей!

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы