Карина Рихтер
психолог
Личный опыт:

Инфобизнес держится на своем лидере. При этом харизматичность и уверенность далеко не всегда даются от природы. Над этим необходимо работать. И вообще, самое большое заблуждение, что инфобизнес — это легкие деньги. За моими плечами не только высшее психологическое, но и масса технических навыков — первые сайты я даже сама программировала. Маркетинг, реклама, туннели продаж... Конечно, многое сегодня можно делегировать. Но, к примеру, себестоимость одного нашего бесплатного марафона — около 2000 евро, и основная статья расходов — реклама. Согласитесь, хорошо бы уметь отследить ее эффективность.

Полгода назад я случайно попала на марафон онлайн-школы для мам «Мамазонка» и сразу оказалась в числе ее поклонников. Мне понравилось как наполнение – нашли отклик и теория привязанности, и Вольдорфская система воспитания – так и подача. Мягкий, но уверенный голос автора, психолога Карины Рихтер, удобные группы для общения. Узнав, что «Мамазонка» стала одним из самых успешных российских инфобизнесов, попросила Карину рассказать о проекте изнутри.

– Когда я училась в девятом классе, у нас дома появился первый компьютер.

И сразу торжественно был подключен к Интернету! Хотя 20 лет назад паутина была совсем не такой глобальной, как сегодня, я в нее сразу поверила. (Смеется.) И к окончанию школы уже неплохо разбиралась, как там все работает.

Затем была поездка в Америку по программе Work and Travel, решение остаться в Штатах так долго, как это возможно и перспектива классической малоденежной эмигрантской карьеры официантки. Вот тут мне и пригодились мои знания о виртуальных возможностях. Мы с подругой, которая работу в ресторане невзлюбила еще больше, чем я, решили создать собственный сайт и посвятить его вопросам психологии. Мы не мониторили рынок, не искали нишу. Даже не задумывались особо, как будем на этом зарабатывать. Мы просто начали делать то, что нам интересно.

А интересен нам, девятнадцатилетним, был личностный рост, мотивация, целеполагание, счастливая любовь и успешная карьера. Об этом мы и начали писать – разумеется, на английском. Статьи, заметки, личные эксперименты со всевозможными психологическими техниками, анализ того, что сработало, а что нет. Позднее подобные материалы стали называться модным словом «блог». В самом начале 2000-х тема социального и профессионального развития только возникла и бешено набирала популярность. Наш сайт, что называется, попал в струю. Контент, который мы размещали, оказался востребован. Тогда не было ни социальных сетей, ни таргетинга, но для продвижения нам этого и не понадобилось. При том уровне конкуренции было вполне реально настроить SEO оптимизацию. Люди шли просто с выдачи поисковиков. За год мы стали читаемым, узнаваемым и цитируемым ресурсом, набрали собственную базу контента и подписок, начали запускать собственные платные обучающие марафоны (сегодня, конечно, они бы мне показались наивными). А через два года наш сайт начал приносить реальные деньги. Причем, не столько за счет платных программ, сколько благодаря рекламе третьих лиц.

Параллельно я определилась с основной профессией и отправилась учиться в Италию, на факультет социальной психологии. Обучение позволило сделать качественный рывок. Материалы стали более глубокими, появились собственные программы и курсы, которые весьма неплохо продавались.

Проект просуществовал на западном рынке 17 лет и продолжает успешно развиваться сегодня. Правда, уже с другими собственниками. Для продажи – кстати, довольно выгодной для меня как владельца – были объективные причины. Выйдя замуж, родила четверых детей-погодок и поначалу даже не заметила, как мой личный и профессиональный интерес со сферы мотивации и успешности сместился на тему детской психологии и воспитания. Глаза на этот факт у меня открылись внезапно: в какой-то момент я осознала, что ко мне уже никто не обращается с вопросами о целеполагании. Зато все спрашивают, как я справляюсь с четырьмя детьми и успеваю при этом работать, а мои знания в области Вальдорфской педагогики и теории привязанности просто переворачивают мир большинства родителей. Как и в первый раз, не я искала нишу, а ниша сама меня настигла. (Улыбается.)

Проект «Мамазонка» существует всего год, но развивается просто с невероятной скоростью. С ним мы сразу ориентировались на российский рынок. Признаюсь честно: единственное, что я не могла реализовать в западном проекте – прямые эфиры и живые вебинары. Все упиралось в язык: мой английский хорош, но не идеален, а живой эфир требует безупречного владения. Но в том проекте мы спокойно обходились без этих инструментов. Тема же детской психологии для меня настолько живая и эмоциональная, что говорить о ней я могу только на родном языке. За год на бесплатных марафонах «Мамазонки» обучилось около 55 тысяч человек, и каждую неделю эта цифра увеличивается примерно на 2 тысячи. Более 3500 человек проучились на платных программах. Мне помогает 10 девушек-кураторов, почти все они или имеют, или получают образование психолога. Я очень надеюсь, что в ближайшее время «Мамазонка» станет одним из самых крупных российских проектов в области детской психологии, и пока, как мне кажется, все к этому идет.

Мне часто делают комплименты по поводу моего голоса. Я не училась ораторскому искусству. Но во время занятий с коучем я заметила, что мой голос расцветает, когда я говорю о детях.

Личный опыт:

Инфобизнес — материя удивительно тонкая, здесь нет мелочей. К примеру, практически идентичные бесплатные лекции о теории привязанности могут обеспечить конверсию до 20%, а могут закончиться полным провалом. Оказалось, слишком большой объем информации и утомляет, и создает иллюзию, что на бесплатном марафоне человек узнал все, что нужно. Пропадает стимул идти дальше. Мы сместили акценты и теперь больше говорим об источнике проблем и возможных последствиях, и в таком формате марафон демонстрирует прекрасную конверсию. Основной инструмент продвижения «Мамазонки» — соцсети и подписка. Каждую неделю марафон собирает 2000-2500 новых участников. Мы группируем их в тематических чатах WhatsApp, а модерация, создание атмосферы и ответы на вопросы — задача кураторов.

Основное отличие западного и российского потребителя инфобизнеса — отношение к платным программам. На Западе понимают, что любой полезный контент живет за счет коммерческого продукта, а у россиян реклама платных марафонов вызывает раздражение.

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы