Реальность часто разрушает наивные юношеские мечты молодых специалистов. Но иногда это разочарование и становится трамплином для прыжка в профессию, пусть и не ту, что осваивали в ВУЗе.

Дарья Григорьева
дизайнер

Отом, как и почему, получив красный диплом по специальности «Архитектор-градостроитель», она стала художником-предпринимателем, и с какими трудностями пришлось при этом столкнуться, журналу «План Б» рассказала креативный дизайнер и основатель собственного модного бренда Дарья Григорьева.

Игрушечный старт

— Даша, с чего вы начали свой путь в бизнесе?

— Бизнес — это пока не про меня. Я, скорее, самозанятый человек, старающийся развить свой проект до бизнеса. Еще 2,5 года назад я плохо понимала, как рассчитывается себестоимость продукта и прибыльность дела. Меня вдохновил пример подруги и одногруппницы, как и я, поработавшей в архитектурной фирме, но затем начавшей свое дело. Она создает и продает через Instagram расписанные вручную деревянные броши, чем неплохо зарабатывает. И я стала искать идею — а что могла бы с таким же удовольствием создавать я. В итоге придумала два набора деревянных игрушек для детей от 2-х до 4-х лет. Первый — магнитный пазл со зверушками. Из его частей можно собрать реального зверя или нафантазировать своего. Интересное занятие, к тому же с авторскими картинками. Второй — головоломка с фигурками диких животных, которые нужно правильно уложить в коробку. Кроме того, что это развивает у ребенка пространственно-геометрическое мышление, в собранном виде пазл превращается в стильное деревянное панно. Его можно поставить на тумбочку или повесить на стену. Идею я подсмотрела в Интернете, но дизайн наборов и их упаковка абсолютно оригинальны.

— Как же вы их изготавливали?

— Тут-то и начались сложности. Оказалось, что изготовлением деревянных игрушек с нанесенной печатью у нас никто не занимается. Пришлось составлять производственный цикл по частям. Из мастерской, где по моим эскизам игрушки вырезали из дерева и шлифовали, их отвозили в типографию, печатающую картинки на разных материалах, а дома я покрывала их льняным маслом, доводила до ума, упаковывала и рекламировала в соц.сетях. Для магнитных пазлов определила цену примерно в 3 000 рублей, для головоломки — около 4 000, вдвое увеличив себестоимость каждого набора, хотя, как знаю теперь, нужно было увеличивать розничную цену минимум в 3 раза. Первые партии были всего по 6 наборов каждого вида. Большего позволить себе не могла, ведь на их производство шли деньги, заработанные фрилансом, а еще нужно было на что-то жить. Всего меня хватило на 50 наборов. Почти все ушли к покупателям из Москвы, а два — даже в Австралию, через Etsy — платформу, где мастера hand made со всего мира продают свои работы.

— Главная проблема была в многоступенчатости производства?

— Даже не в этом, а в отсутствии навыков и знаний по маркетингу, рекламе и продажам. Отсутствие продаж порождало неуверенность в продукте, что вело к занижению цены и, соответственно, нерентабельности всего производства. Я не знала, как увеличить объемы и прибыль. В итоге засомневалась в продукте и стала искать новую идею. Сейчас понимаю, что мои игрушки — качественная ручная работа, способная найти своего клиента. Так что в будущем хочу возобновить их производство.

Я придумала два набора деревянных игрушек для детей от 2-х до 4-х лет. Первый — магнитный пазл со зверушками. Из его частей можно собрать реального зверя или нафантазировать своего.

Разочарование как стимул

— Кстати, почему ни вы, ни ваша подруга не продолжили работать как архитекторы?

— Мы любим свою профессию и в университете получили очень крутое образование. Именно оно и позволило нам заниматься теперь своим делом, найти себя, реализоваться. Но в работе в архитектурных фирмах порой слишком много согласований и документации и слишком мало творчества. Поначалу, ощущая свою значимость, мы были рады и небольшим зарплатам. Со временем же поняли, что доросли до большего. А главное — появилось желание создавать что-то свое, хотелось больше свободы, творчества и, конечно, признания. В фирме ты лишь часть команды, о тебе, возможно, никто никогда не узнает. Мне же нужно, чтобы люди слышали мое имя, чтобы конкретный продукт ассоциировался у них именно со мной.

— И вы ушли в свободное плавание?

— Деятельность архитектора-одиночки подразумевает то же самое согласование проектов в гос.инстанциях, открытие юр.лица и т.д. Я не была к этому готова и занялась тем, что было мне предельно понятно: иллюстрации, графический дизайн, фирменные стили, логотипы, предпроектные решения (это не законченный проект в деталях и цифрах, а идея, концепция, как будет выглядеть парк, зона отдыха в торговом центре и т.д.), чуть позже освоила дизайн интерьера. Мне нравится придумывать дизайн общественных пространств, например, кофеен. Интерьер Coffee BOX напротив Публичной библиотеки и еще ряда кофеен этой сети по городу — моя работа. Интересен и продукт-дизайн. Недавно вот придумывала внешний вид корпуса массажера для лица. На фрилансе берешься за все. Во-первых, нужны деньги, а во-вторых, это опыт. Я и сейчас зарабатываю так на жизнь. Все доходы от производства одежды уходят на развитие этого же дела — создание коллекций, заказ партий на фабриках и увеличение их объемов, рекламу, наращивание аудитории и т.д. При нынешних оборотах это еще не источник дохода. В лучшем случае можно говорить о самоокупаемости.

Принты не понты

— Как же от игрушек вы перешли к одежде?

— Мне нужен был продукт, который можно регулярно менять или обновлять. Я решилась на новый проект 1,5 года назад после долгих размышлений. Ведь он гораздо масштабнее и требовал в разы большего стартового капитала. Если на то, чтобы изготовить первые 6 пробных наборов игрушек, хватило 10-20 тысяч рублей, то на запуск первой коллекции одежды с моими принтами ушло 150 тысяч. Хотя я не разрабатываю разные виды одежды, не экспериментирую с тканями и фактурами. Моя коллекция — это размерные ряды из нескольких стандартных моделей, такой беспроигрышный вариант: женский костюм — свитшот-реглан и брючки, классический мужской свитшот и детские костюмчики унисекс, различающиеся лишь окраской и рисунками. Вот в них-то и фишка! Это мои авторские принты, которые я обновляю каждые полгода, создавая коллекции из 4-6 новых рисунков.

— Что это за рисунки?

— Чтобы принт хорошо продавался, он должен быть сложным и интересным. Тогда он станет популярным, возможно, не только применительно к одежде. Сейчас, например, некоторые мои рисунки хотят использовать на обоях и занавесках для ванной. Надеюсь, скоро мои принты появятся также на кофейных стаканчиках Coffee BOX в Челябинске и Екатеринбурге. У меня есть серии «Тигры и орлы», «Айсберги и чайки», «Драконы», «Буря». Из новинок — принт «Помпезный», переосмысленные советские сюжеты на традиционные темы: мир, труд, спорт, космос. Сохранив цветовую гамму, стилистику, образы и характерные моменты вроде летящих комет и звезд, добавила к этому тему супергероев. Получились такие супермены из СССР, действительно немного помпезный принт в стиле ампир. Люблю сложные рисунки из множества неповторяющихся изображений, чтобы при взгляде на готовое изделие невозможно было найти ни конца, ни края. Я сознательно отписалась от аккаунтов других художников, занимающихся принтами для одежды, чтобы не повторить их даже подсознательно.

— Не планируете сотрудничество с профессиональным дизайнером одежды, чтобы вместе выпускать более творческие модели с вашими принтами?

— Это следующий этап. Выпуск таких коллекций — очень дорогое удовольствие. И не факт, что затраты окупятся. Дизайнерскую одежду носят не все. А на базовые модели, с которыми мы работаем сейчас, всегда есть спрос. Не стоит сразу прыгать выше головы. Поэтому пока сотрудничаю с одной из челябинских швейных фабрик. Чтобы увеличить оборот и продажи и снизить себестоимость производства, нам нужно каждый раз выпускать не меньше 4-5 единиц каждого размера каждой вещи всего модельного ряда, иначе это будет невыгодно ни мне, ни фабрике. Поэтому моделей на данный момент немного, но постепенно мы увеличиваем их количество. В этот раз расширили линейку, вместе с конструктором фабрики разработав детские костюмчики. Кроме того, для производства нам подходит только футер, 100%-ный хлопок. На нем лучше укладывается печать. Поэтому ткань закупаю непосредственно у фабрики печати, гарантирующей ее качество.

— Снова пришлось составлять цикл производства по частям?

— Да, на этот раз он выглядит так: я придумываю и рисую принты, затем на фабрике печати их переносят на полотно (полностью запечатывая его тем или иным принтом), запринтованную ткань я отправляю на швейную фабрику, где из нее отшивают готовые модели. Тут невероятно важен каждый этап: создать крутой принт, подобрать качественную ткань, правильно напечатать на ней принт и, наконец, отшить изделие.

Очень надеюсь, скоро мои принты появятся также на кофейных стаканчиках Coffee BOX в Челябинске и Екатеринбурге. У меня есть серии «Тигры и орлы», «Айсберги и чайки», «Драконы», «Буря».

Дело принципа

— Но ведь можно сразу запустить производство побольше, если привлечь инвесторов или взять кредит в банке?

— Я принципиально против того, чтобы начинать дело с влезания в долги! Во-первых, мало кто из инвесторов готов вкладывать в идею. Они предпочитают уже отлаженную систему, приносящую прибыль. Во-вторых, на первые замыслы нужно тратить только свои заработанные деньги. В этом случае у тебя много сомнений, страхов, ты тратишь с умом, экономишь и тщательнее все рассчитываешь. Чужие же деньги, банковские кредиты в том числе, можно быстро слить, оставшись должным всем кругом. А как отдавать?! Первый опыт редко бывает удачным, даже если сам проект интересен и оригинален. Он нужен для набивания шишек. Да, в интернете полно примеров успешнейших кейсов, когда кто-то что-то открыл и сразу поперло. Но я уверена, что до этого у них наверняка было 10 гораздо менее удачных попыток в разных сферах. И вот на 11-ый раз, когда четко понимаешь, что и как делать, приходит успех.

— Как вы искали фабрики?

— Гуглила, отслеживала конкурентов, смотрела где, что и как они делают. Анализ рынка крайне важен, когда начинаешь новое дело. И не надо бояться хейтеров, всегда готовых обвинить тебя в плагиате, особенно в такой творческой сфере, как моя. Если видишь нишу, в которой можешь раскрыть свой потенциал и добиться успеха, неважно, что кто-то уже обнаружил ее до тебя. Бери и делай! И первый шаг — изучить конкурентов, взять у них самое полезное и сделать лучше. Собирая информацию и подмечая в ходе этого анализа все тонкости и секреты производства, нашла несколько фабрик, которые могли бы мне подойти, проанализировала цены, условия и качество производства. У фабрики печати запросила образцы. И в итоге выбрала тех, с кем сейчас сотрудничаю.

— Сколько стоят ваши модели?

Свитшоты и детские костюмчики — по 8 000 рублей, взрослый костюм — 15 590. В эти цены я не закладываю свою работу над принтами, аренду помещений, потому что пока работаю дома, административную работу, которую тоже выполняю сама, расходы на рекламу и т.д. При более крупных партиях, скажем, в тысячу единиц, все эти моменты придется учитывать. Сейчас мой оборот — 70-80 единиц изделий в каждой партии. Новые коллекции стараюсь выпускать каждые полгода. При хороших продажах удается сделать повтор.

На собственном опыте

— В магазинах ваши коллекции не найти?

— Несколько раз ко мне приходили с предложениями «товар на реализацию». Договаривались так: себестоимость продукта моя, прибыль — пополам. Но оффлайн-продажи — совершенно иной формат со множеством нюансов. Чтобы продукт не простаивал в магазине, нужно ставить сроки. Нет определенного объема продаж в этот срок — забирай товар. Многое зависит от основного продукта данного магазина. Если мы в разных ценовых категориях, есть вероятность, что мой продукт будет продаваться хуже, чем их, потому что он, хоть и качественнее, но дороже. Важно знать, как они рекламируются, откуда идет поток клиентов и т.п. Так что этот способ для меня на данный момент не выгоден. Все продажи идут онлайн, через сайт dashadenke.ru и соц.сети.

— Через них и продвигаете свой продукт?

— Да, но теперь я лучше знаю рекламный рынок и его возможности. Раньше пробовала обращение к блогерам, взаимные посты, репосты и лайки. Сейчас это работает не так эффективно, как раньше. Приходящие от блогеров подписчики — аудитория с разным доходом, и лишь единицы становятся реальными покупателями. Чаще всего люди подписываются на тебя из-за красивого аккаунта и потому, что им интересно наблюдать за твоим творчеством. Теперь я сотрудничаю с блогерами, если они могут устроить хорошую фотосессию в моих костюмах, ну и бонусом пару постов. Гораздо эффективнее — платная настройка рекламы. Пока я изучила только таргет в Instagram. Многие из подписанных на меня постоянных клиентов покупают что-то из каждой коллекции. Новых привлекаю с помощью платной рекламы. Услуги профессиональных таргетологов стоят в среднем 12-15 тысяч рублей в месяц за одну платформу. Так что, как обычно, вникла в тему и теперь настраиваю все сама. Если не лениться, узнаешь, например, что менеджер Facebook и Instagram по запросу может бесплатно проверить все установленные тобой таргет-настройки и посоветовать, как повысить их эффективность. Этот опыт обошелся мне тысяч в 80, которые я по незнанию выбросила на рекламу в сети за эти 1,5 года. Большой потенциал вижу в самопиаре, ведении собственных блогов. Это реально помогает в росте твоего бренда.

— С этой целью вы переехали в Москву? Ведь ваше дело можно вести онлайн и из Челябинска.

— Я хочу жить в динамичном городе, где смогу в полной мере раскрыть свой профессиональный потенциал. Москва по темпераменту — мой город. К тому же многим заказчикам, даже если мы взаимодействуем только через Интернет, почему-то психологически комфортнее от того, что я, как и они, живу в столице. Факт физического пребывания здесь расширяет варианты самого разного сотрудничества. Переезд был нашим совместным решением с моим молодым человеком. Он веб-дизайнер и предприниматель.

— Он помогает вам в развитии дела?

Финансово я абсолютно самостоятельна. Мне важно вести дело без чужих инвестиций, даже если это деньги родителей или любимого человека. Он может помочь физически — разгрузить пришедший товар, принести-отнести тяжелые коробки и т.д. Но у него своя работа, у меня — своя. Его помощь более глобальна. Когда я только начинала, мы уже были вместе. А когда ты уверена в своем партнере и ваших отношениях, то чувствуешь себя более защищенной и меньше боишься сделать первый шаг в осуществлении своих замыслов. Ведь, даже если что-то пойдет не так, и ты прогоришь, то не останешься без помощи, еды и крова. Моральная поддержка и ощущение крепкого тыла в этом случае очень нужны!

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы