Челябинский режиссер выставляет свой фильм на Каннский кинофестиваль. Эта новость в начале весны облетела город. Многих удивил сам факт, что в нашем индустриальном мегаполисе вообще снимают кино, да еще в жанре исторического фэнтэзи. И хотя в итоге лента не вошла в short list Канн-2019, фильммейкера Павла Головина это не слишком расстроило.

В интервью «Плану Б» он объяснил, почему, а также рассказал, как пришел в кино из спорта через кулинарию и как за час и 2000 рублей снять лучший экспериментальный фильм.

Канны: крестовый поход

— Павел, неудача с Каннским фестивалем не стала для вас профессиональной трагедией?

— А я не воспринимаю это как неудачу. Я изначально планировал, надеялся и мечтал донести «Артефакт» до широкого зрителя, показать в кинотеатре, а не просто разослать по фестивалям. У Канн есть жесткое требование — заявленный в их программе фильм не должен быть выставлен или показан больше нигде. Они требуют полный эксклюзив, поскольку славятся именно тем, что собирают уникальные проекты. И то, что моя ставка на этот фестиваль не выгорела, не меняет факта, что, благодаря оглядке на Канны, у нас получился действительно качественный профессиональный фильм. Не попав в программу фестиваля, я смог организовать его премьеру в «Киномаксе-Урал» и выставить его еще на два десятка статусных международных фестивалей. Уверен, что на одном из них он обязательно выстрелит.

— Челябинским зрителям пришлось смотреть «Артефакт» с субтитрами, потому что герои говорят на французском, изредка переходя на латынь!

— Это предполагает сюжет. Его действие разворачивается в фантастическом королевстве, похожем на средневековую Францию. Если коротко и без спойлеров, группа рыцарей под предводительством великого магистра своего ордена отправляется искать древний артефакт — знаменитый Священный Грааль. У каждого с ним связаны особые надежды. И они его находят. Вот тут-то и начинается самое интересное и неожиданное.

— Рыцари в доспехах, кони, поединки на мечах... Для такого фильма наверняка понадобилась серьезная подготовка?

— «Артефакт», на данный момент, мой самый профессиональный, сложный, дорогой и масштабный (и по замыслу, и по его воплощению) проект. Да и самый длинный — 20 минут, я ведь снимаю короткометражки. Это сразу была реальная возможность выйти на топовый уровень и громко заявить о себе, поэтому я подошел к делу максимально ответственно. В работе над фильмом было задействовано 50 человек, включая актеров. Я пригласил для них педагога по французскому, ставившего им произношение. Одного из рыцарей озвучивал сам, так что понимаю, как тяжело пришлось людям, до этого совершенно не владевших языком. Каждую сцену мы прописывали в студии звукозаписи со звукорежиссером Константином Огарковым. Работа только над звуком заняла в общей сложности часов 50. Ведь кроме диалогов в фильме много специально созданных звуков, вроде откупоривания бутылки, звона мечей и доспехов, цокота лошадиных копыт. Коней нашел в одном из клубов. А латы по эскизам художницы Полины Стрелковой ковали для нас в «Мальтийской кузнеце» из титана и железа. Самый тяжелый комплект потянул на 45 кг. Дизайнер Екатерина Соколова, эксперт по разработке рыцарских образов, собирала из частей разных доспехов цельный гармоничный образ для каждого рыцаря исходя из фактуры актера, чтобы подчеркнуть характер его героя. Долго искали подходящие локации, в том числе природные ландшафты. В фильме есть эпизод с потрясающе красивым пейзажем. Мы сняли его на Калиновом карьере под Кыштымом с помощью квадрокоптера. А сцену прощального ужина с антикварной посудой перед уходом рыцарей в их Крестовый поход — в ресторане «На старом месте», уж больно подходящий там антураж.

— Работа над фильмом шла легко?

— Хотя на площадке собралась сплоченная команда, почти семья, и отношения внутри съемочной группы, сама атмосфера были потрясающими, «Артефакт» по-настоящему испытал меня на прочность. Такого количества форс-мажоров не случалось, наверное, за всю мою предыдущую жизнь. Были погодные сюрпризы, когда проливной дождь залил все: камеры, актеров, наш обед, а самое главное — доспехи. Некоторые даже успели заржаветь. Были замены актеров буквально за день до съемок. Но апофеозом стал сбой компьютерной программы, в результате которого пропал первый вариант уже полностью смонтированного фильма. Столько сил и времени псу под хвост! Взяв себя в руки, сделал все заново. И тут сгорает жесткий диск, и весь съемочный материал, все 110 ГБ испаряются за секунду. Я рвал на себе волосы — все кончено! Нет не только фильма, нет даже исходников! И вдруг письмо от мастера спецэффектов: «Принимай работу». Оказалось, я отправлял ему готовую версию фильма! Он просто вернул меня к жизни.

— Насколько дорогим вышел этот проект?

— Для сравнения, свой первый фильм «Забирающая жизни» я снял за 30000 рублей. Бюджет «Артефакта» — 6000 долларов. И это при том, что все актеры снимались бесплатно, я платил только тех.персоналу.

Павел Головин (33 года), челябинский фильммейкер, создатель студии P.V.G.Films. Женат, воспитывает дочь Монику (6 лет).

Фильмография:

1. Короткометражный фильм «Забирающая жизни» (2016 г). Смерть в образе маленькой девочки отправляется гулять, собирая свою «жатву».

2. Короткометражный фильм «Царь» (2017 г). Фантазия по мотивам картины И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына».

3. Короткометражный фильм «Коллоквиум» (2018 г). Когда репутация дороже опыта.

4. Короткометражный фильм «Артефакт» (2019 г). В руках магистра рыцарского ордена оказывается манускрипт, ведущий к Священному Граалю. С отрядом единомышленников он отправляется на поиски артефакта.

Удачные эксперименты

— Но ведь однажды вы сняли фильм всего за 2000 рублей!

— «Коллоквиум» не задумывался как фильм. Это мой прошлогодний дипломный проект на ежегодном обучающем фестивале «Твори кино». Мы действительно сняли его на мобильный телефон за час и 2000 рублей. Причем 1500 ушло на аренду необходимого по сюжету пентхауса с видом на Торговый центр. Оставшиеся 500 потратили на шикарную сигару для создания образа главного героя. Получилось здорово, и я разослал короткометражку по фестивалям. В итоге, в марте на международном кинофестивале «ZILANT» в Казани его признали лучшим экспериментальным фильмом! А ведь там было более 300 проектов из 18 стран. В финал в нашей номинации вышло 16 работ, в основном московских и питерских ребят. А приз достался Челябинску! Кстати, это был первый фестиваль, на котором я забирал награду лично.

— Значит, это не первая победа?

— Я изначально не собирался снимать фильмы для себя. Хочу выйти на уровень проката, чтобы их видели люди. Но сначала надо заявиться в профессиональной среде. «Забирающую жизни» я разослал фестивалей на 150. И получил отдачу! Ленту показали в Лондоне, Милане, Турине и Читтаделле. А на фестивале «International Youth Film Festival Skey-Cinema» в Москве она стала лучшим короткометражным фильмом в номинации «Творческий подход в работе с актерами»! Мой второй фильм «Царь», жуткий арт-хаус, снятый всего за 9 часов и странный даже для меня самого, на ура зашел в Штатах. На «The 2$ Film Festival» в Нью-Джерси он стал полуфиналистом. Я могу объяснить это только очевидной, хоть и не объяснимой, любовью американцев к теме русских царей.

— За участие во всех этих кинофестивалях нужно платить?

— Есть бесплатные, но их не много. Удивительно, но участие в Каннском фестивале как раз ничего не стоит. А вообще средняя сумма, чтобы заявку приняли к рассмотрению — 15-30 долларов. Максимум, что я платил — 150 долларов. Но и это, согласитесь, не цена за нужные связи. Ведь таким образом я не только заявляю о себе, но и завожу полезные контакты, в первую очередь, с директорами и продюсерами фестивалей, и американских, и европейских, не последними людьми в мировой киноиндустрии. Эффект будет в разы сильнее, когда я наконец смогу лично присутствовать на мероприятиях. Пока, к сожалению, приходится отказываться от всех приглашений.

От Сигала до Спилберга

— Из финансовых соображений? Вы ведь снимаете кино исключительно на собственные средства?

— Да, спасибо за то, что они есть, боевым искусствам. У меня второй дан по айкидо. Занимаюсь им с детства. Было время, жил спортом, тренировался днями напролет. Мечтал стать учеником Стивена Сигала, благодаря кинематографу самого раскрученного айкидиста в мире. До него не добрался, но моим сенсеем был один из его официальных учеников. Я ездил на его мастер-классы в Москву, а потом лет 5 занимался с ним по Скайпу. Вырос я в интеллигентной семье: мама — врач-неонатолог, папа — строитель, но в челябинском «гетто» на ЧМЗ. Занятия айкидо там частенько пригождались.

— Почему не стали профессиональным спортсменом?

— Профессиональный спорт — обмен здоровья на деньги и медали, а это не всем подходит. Хотя году в 2008-ом все-таки участвовал в областном Чемпионате по ножевому бою и занял третье место. Но повторять этот опыт желания нет. Теперь тренируюсь в одном из своих залов «До-дзе четырех стихий». У меня их несколько, в том числе и за границей.

— То есть образование у вас все-таки спортивное?

— Нет, я повар. (Смеется.) Не поверите, мечтал об этой профессии класса с 9-го. Обожаю готовить! По настоянию родителей, правда, поступил на факультет права и финансов Уральского Социально— экономического института. Но на последнем курсе, хотя многие крутили пальцем у виска, параллельно пошел в кулинарный техникум, так что в итоге стал и дипломированным менеджером, и профессиональным поваром. Лет 6 работал по специальности в одном очень крутом ресторане, пока однажды, почти дослужившись до шефа, вдруг понял — надоело. Вплотную занялся тренерской работой. Года через три среди моих учеников появился первый «черный пояс». Для любого тренера это большое достижение. Но, выпустив 11-ого или 12-ого по счету «черного пояса», осознал, что меня снова страшно напрягает изо дня в день делать одно и то же.

— И вы решили снимать кино?

— Для начала стать актером. Но поступил не в театральный, а в модельное агентство, которое закончил с отличием, получив диплом демонстратора одежды. (Смеется.) Ходил по кастингам, пробовался у местных режиссеров, которых находил в интернете. Но в Челябинске, если и снимают кино, то весьма специфическое. Роли предлагали, в основном, полусумасшедших гопников. И я решил, что пора браться за дело самому. Тем более, опыт уже был. Года 4 я раз в 2-3 месяца снимал и выкладывал в сеть полноценную передачу о спорте «Не только о боевых искусствах». Но хотелось большего! И я стал фильммейкером. — Не кинорежиссером?! — Кинорежиссер — это наемный сотрудник с определенным кругом задач, за рамки которого он не выходит. А фильммейкер занимается всем процессом создания фильма — от разработки идеи и написания сценария до организации рекламной компании готового продукта. Может участвовать даже в создании реквизита и костюмов. Он и оператор, и режиссер, и композитор — человек-оркестр! Хочешь сделать хорошо — сделай сам! Мне проще написать сценарий, чем стараться донести свою идею до нанятого сценариста. И не факт, что в итоге мне понравится то, что он напишет.

Я всю жизнь постепенно осуществляю мечты: стать мастером боевых искусств, поваром, актером, снимать настоящее кино. И все уже мной запланировано на несколько лет вперед. И да, еще одна заветная мечта - получить премию «Оскар» как лучший режиссер!

Успех неизбежен!

– А вдруг снимать фильмы тоже надоест?

– Это невозможно, потому что рутина и однообразие в принципе не совместимы со съемочным процессом. Это всегда общение, новые люди, встречи, задачи, движение, развитие… Я наконец нашел свой путь в жизни! Теперь ищу себя в кино, чтобы понять, с каким жанром работать всерьез. Пока пробую все! У меня масса идей для новых фильмов. Сейчас разрабатываю проект формата 18+, который будет весомее всех предыдущих, включая «Артефакт», даже по длительности. Ведь я уже понял, как удерживать внимание зрителя. В основе этого короткого метра будут отношения взрослой женщины и молодого парня в современном городе. Драма, мелодрама с красивыми эротическими сценами. Есть интересная идея в жанре детского кино. Есть замысел документального кино-портрета одного челябинского мастера, создающего потрясающие вещи. Стабильность для меня заключается в непрерывности творческого процесса и саморазвития. Нельзя остановиться и плясать вокруг одного удачного фильма. Снял, выдохнул – двигайся дальше!

– Это и есть ваш Священный Грааль?

А я всю жизнь постепенно осуществляю мечты: стать мастером боевых искусств, поваром, актером, снимать настоящее кино. Знаете, есть 4 ступени достижения к цели: я думаю, что будет так; я верю, что будет так; я знаю, что будет так, и я уверен, что успех неизбежен! Так вот я уже на вершине этой лестницы желаний. (Улыбается.) Неосуществленными остаются еще две детские мечты – получить лицензию пилота и научиться играть на музыкальном инструменте, правда, пока не решил, что мне нравится больше – фортепиано, гитара, саксофон, губная гармошка или барабаны. Ах да! Еще, конечно, получить «Оскар» как лучший режиссер! (Смеется.)

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы