Настроить контекстную рекламу, закинуть ролики на радио и тв, заплатить раскрученному блогеру — это... вчерашний день маркетинга.

В этом уверена главный специалист и владелица успешного маркетингового агентства Fly Up Анастасия Давыдова. Взглянув на любимое дело в «планетарном» масштабе, она опытным путем пришла к технологиям, уже востребованным в мире, но еще не слишком популярным в российских регионах. Это позволило ей шагнуть за пределы Челябинска, и, через открытие бизнеса в Москве, пойти дальше — в Объединенные Арабские Эмираты.

Реактивный маркетинг

— Анастасия, в чем же заключается этот новаторский подход?

— Я называю его «комплексным маркетингом», а профессоры экономических университетов именуют проектным управлением компанией. Это не просто настройка входящего трафика (поиск потенциальных клиентов), размещение рекламы и подбор каких-то инструментов, а проработка компании целиком. Мы должны проанализировать ее внутренние ресурсы и на основе этого анализа провести реструктуризацию, ввести новые продукты и новых специалистов, если потребуется, в общем, настроить полный и всесторонний цикл работы, нацеленный на увеличение прибыли в любой сфере деятельности, будь то градообразующее предприятие, риэлтерская контора или ивент-агентство.

— Как на такие кардинальные предложения с вашей стороны реагируют наши бизнесмены?

— В Челябинске наблюдается определенное обесценивание маркетинговых услуг. Мы предлагаем здесь полное проектное управление компанией за 100-200 тысяч рублей, хотя в Москве, например, это стоит не меньше полумиллиона. Там уже осознали необходимость комплексного и всестороннего подхода к маркетингу. Но местные предприниматели не готовы платить такие деньги, потому что не понимают, зачем все это, если можно просто «запульнуть» рекламу в СМИ — и готово. Глобальный подход интересует в основном крупные федеральные компании, но они обращаются к столичным специалистам, думая, что те компетентнее челябинских, хотя это далеко не всегда так. Поэтому сейчас я пошла на решительный шаг в своем профессиональном развитии — открываю филиал Fly Up в Москве, и сама переезжаю туда с семьей. Но головной офис останется в Челябинске.

— Но ведь там снова придется начинать почти с нуля?

— Так и должно быть! Знаете, из 30 человек нашего выпуска 2009 года по специальности работают лишь четверо, включая меня. Остальные, окончив институт, подались в управляющие и продавцы, потому что так тогда можно было заработать 20-25 тысяч в месяц. А я согласилась на зарплату в 4 раза меньше и устроилась простым пиарщиком за 8000 рублей. Для меня крайне важным было набраться опыта, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице и наращивая обороты. И сегодня, когда мой ежемесячный доход уже тысяч 200-250, бывшие однокурсники получают максимум 40, потому что не сделали вложений в будущее в виде времени, сил и труда на приобретение опыта, без которого невозможно двигаться дальше. И это правило действует всегда и везде!

— А вы теперь, к тому же, выходите не только на московский, но и на международный уровень?!

— Это направление возникло в моей жизни почти случайно. Я поехала в Миасс на Концентрат (интенсивное трехдневное обучение всему, что связано с бизнесом и его построением) Like Центра Аяза Шабутдинова, развивающего образовательные программы и бизнес-хабы для молодых предпринимателей. И там мне предложили встретиться с российским инвестором, планирующим открыть маркетинговое агентство в ОАЭ. Ему нужен грамотный управленец, чтобы организовать дело с чистого листа. Он специально собирал претендентов в Дубаи, чтобы каждый, на месте проанализировав рынок, предложил ему список направлений, которые стоит «прокачивать». Благодаря многолетнему опыту и не без помощи моих сотрудников, мне удалось разработать тему так глубоко и досконально, что в итоге из всех соискателей, в том числе и москвичей, он выбрал меня.

Внимание, захват!

— Арабские Эмираты у многих по-прежнему ассоциируются, в первую очередь, с нефтяным бизнесом...

— Нефть действительно была главным двигателем экономики ОАЭ еще несколько лет назад. Но ситуация изменилась. То, что ее запасы на их территории не бесконечны, арабы поняли еще полвека назад, когда месторождения только были открыты. И последние пару десятилетий настойчиво пытаются слезть с «нефтяной иглы». Каждый из семи эмиратов — своим путем. Дубаи, в частности, сделал ставку на туризм, позиционируя себя прежде всего как курортный город. Здесь серьезно в это вкладываются: строят новые отели, открывают бары-рестораны на любой вкус, развивают инфраструктуру и индустрию развлечений. Как результат — в 2017-м страну посетило 15,8 млн туристов, въездной тур. поток вырос на 6,2%. Больше всего гостей приехало из Индии, Саудовской Аравии и Великобритании. Отдыхающих из России зарегистрировано всего около 530 тысяч человек, но это +121% по сравнению с предыдущим годом! К 2020 году здесь намерены поднять планку до 20 млн туристов в год. Так что доход Дубаи от нефти составляет сейчас не более 5% от общего ВВП, а от туризма — все 35–40%. Именно благодаря ему в городе появились новый аэропорт, метро и автострады. Причем условия стараются создать не только для туристов, но и для предпринимателей.

— Вы тоже собираетесь вкладываться в туризм?

— Мы будем вкладываться во все и сразу! (смеется) Ведь маркетинговое агентство может вести одновременно самых разных клиентов, от завода гидроабразивного оборудования до модного ателье, применяя и там, и там схожие алгоритмы. В Эмиратах эта ниша практически пуста. Своих специалистов у них нет, а потребность в маркетинговых услугах уже велика. Они пытаются удовлетворить ее, сотрудничая с Украиной и Европой. Но если вторая — очень дорого, то первая — не совсем квалифицированно. Мы легко составим достойную конкуренцию и тем, и другим по соотношению цена-качество.

Представьте, что Дубаи — это огромный торговый центр со множеством самых разноплановых магазинчиков внутри. ТЦ создает им входящий поток, т. е. обеспечивает постоянный приток клиентов. И задача каждого отдела — чтобы покупатель, даже зашедший случайно, вернулся и снова что-то купил. Ведь чистая прибыль начинается вовсе не с первой покупки каждого конкретного клиента, как до сих пор почему-то думает большинство собственников, а лишь с третьей-пятой его же покупки. То же самое с Дубаи. Туда едут тысячи людей со всего мира, поскольку это направление уже неплохо разрекламировано. И задача хорошего маркетингового агентства — сделать так, чтобы отдыхающие, во-первых, выбрали именно эту гостиницу/кафе/доставку еды, а во-вторых, обязательно туда вернулись.

Это если говорить о внутреннем рынке. Но мы можем «захватить» и внешний — открытие в Эмиратах новых компаний. Когда иностранный инвестор рассматривает эту страну для вложения капитала, он, как правило, не знает, какой бизнес выгоднее открыть, что пойдет, а что — нет. И тут наша задача — не только найти для него подходящую нишу, но и разработать детальный план продвижения новой компании, организации для нее постоянного потока клиентов, чтобы она не закрылась через год. Т. е. мы можем делать то же самое, что уже много лет успешно делаем в Челябинске, только в Дубаи.

— Открытие и ведение бизнеса в Эмиратах, наверное, не имеет ничего общего с Россией?

— Да, а также с США, СНГ и Европой! Если в России ты открыл бизнес и исправно платишь налоги, то можешь предоставлять любые услуги, значащиеся в списке твоего ИП или ООО. В Эмиратах нет налогов как таковых, но под каждое направление деятельности нужно покупать отдельную лицензию! Стоит она от 270 000 рублей. И если мы, допустим, занимаемся маркетингом, рекламой и пиаром, то должны купить три разных лицензии и потом за каждую платить еще ежегодные государственные сборы! Отдельная плата взимается за любую поправку в корпоративной структуре или названии компании. Поэтому, если в московском филиале мы сохраним название, то в Дубаи род деятельности агентства придется сразу конкретизировать, добавив к Fly Up слово marketing или business, чтобы нас не спутали с авиакомпанией (смеется).

Особенности национальной охоты

— В свободных экономических зонах, которых в ОАЭ становится все больше, вести бизнес проще?

— Везде свои нюансы. Во free-zone, где 100% компании может принадлежать иностранному инвестору, кроме приобретения всех необходимых лицензий вам придется сразу на год снять в Дубаи офис и жилье для сотрудников, оформить всем рабочие визы, а также оплатить им проезд, медстраховку и частично питание, да и на счету у вас должна лежать определенная, немаленькая сумма. К слову, ни один банк в ОАЭ не открывает счета по доверенности и без личного присутствия. И занимает это гораздо больше времени, чем у нас, до месяца. А для многих видов деятельности требуется регистрация только местной компании, т. е. такой, где 51% акций принадлежит гражданину ОАЭ. Вместе с контрольным пакетом локальный партнер приобретает и право решающего голоса. Из плюсов такой организации бизнеса — бОльшая стабильность и защищенность предприятия. В Дубаи много денег и возможностей для бизнеса, но правил и ограничений не меньше. Так что лучше сразу обзавестись юристом «из местных», знающим все подводные камни и тонкости законодательства, иначе вы рискуете все потерять.

— Религия играет роль и в этой сфере?

— Под религиозные правила в ОАЭ попадает все и вся! Во время Рамадана, например, нельзя ни есть, ни пить с восхода до заката, жизнь замирает, закрываются все рестораны и магазины. На предмет соответствия религиозным, политическим и общественным нормам проверяется вся реклама. Закон о ней в Дубаи очень жесткий. Там больше следят не за методами распространения, как у нас, а именно за содержанием. Любую листовку нужно согласовывать, чтобы специальный комитет проанализировал текст и графику. Не говоря уже о радио и телевидении! За нарушения закона о рекламе можно не только лишиться лицензии, но и оказаться за решеткой. Слава Богу, в Дубаи есть рекламные агентства, в том числе открытые и российскими предпринимателями, у которых, что называется, все схвачено. Проще и правильнее работать через них, чем самостоятельно набивать шишки.

— Российским инвесторам в Дубаи эффективнее всего занимать ниши на внутреннем рынке?

— Это зависит от того, чем занимается компания. На внешний рынок, ориентированный, прежде всего, на туризм, работают гостиницы и недвижимость. Все остальное работает на рынок внутренний, поэтому там, естественно, крутится больше денег. По статистике, из всего населения Дубаи «лОкалы», т. е. коренное население, арабы, составляют лишь 10%, а 90% жителей — приезжие, «экспанты». Большинство из них — квалифицированные наемные работники и обслуживающий персонал туристической сферы. Местное законодательство не облагает налогом доходы физических лиц, что привлекает множество желающих заработать со всего мира. Преобладают индусы и пакистанцы, затем идут египтяне и британцы, потом россияне, казахи и европейцы, замыкают список китайцы и американцы. Здесь есть определенная градация. Например, пакистанцы в основном работают таксистами, индусы трудятся на стройках, а приезжие с постсоветского пространства задействованы в гостиничном бизнесе — от горничных до администраторов. Среди инвесторов, вкладывающихся в развитие уже существующего бизнеса или открывающих в Дубаи свое дело, много британцев и прочих европейцев, а также китайцев и россиян. В этом году, опять-таки по статистике, в Дубаи зафиксировано рекордное число регистраций новых компаний с участием экспантов — 1 500, при 25 000 поданных заявок! 72% от общего количества составляют микропредприятия. Самые запрашиваемые и, соответственно, выдаваемые лицензии — консалтинговые фирмы; предприятия, предоставляющие торговые и сервисные услуги; продажа и аренда недвижимости.

Если же составить список по востребованности у потребителей бизнеса иностранных инвесторов на внутреннем рынке Дубаи, то в порядке убывания получится такая картина. На первом месте — рестораны и кафе, на втором (неожиданно для меня лично) — доставка домашней еды. Приезжие, даже те, кто живет там годами, практически не готовят дома — у них на это нет времени, они много работают, а питаться в ресторанах очень дорого, да и домашней пищи хочется. Далее идут:

  • Организация туристических туров в ОАЭ.
  • Бизнес по управлению чужими делами и имуществом.
  • Кадровые агентства.
  • Бизнес по уходу за больными и детьми.
  • Услуги по уборке (клининг).
  • Услуги по домашнему ремонту.
  • Магазины выпечки, снеков и прочий фастфуд.
  • Услуги флориста и доставки цветов.
  • Фитнес-залы.
  • Магазины подарков и сувениров.
  • Подготовка и обработка документов.
  • Онлайн-торговля в Арабских Эмиратах.
  • Сетевой бизнес.
  • Бизнес-брокеры.
  • Страховые брокеры.
  • Услуги химчистки.
  • Парикмахерские.
  • Передвижные СТО.
  • Ремонт мобильных телефонов и электронных устройств.
  • Мойка машин.

Выбирайте, к чему душа лежит! (смеется)

— При таком плотном рабочем графике в Дубаи вы сами успели приобщиться к его туристическим радостям?

— Конечно, я вставала в 6 утра, чтобы каждый день начинать с моря! А вечерами выбиралась в город. Меня поразили стерильная чистота улиц и архитектура. Это огромный индустриальный, совершенно футуристический мегаполис с небоскребами и многоуровневыми надземными развязками, который при этом стоит на самом берегу — там фантастические пляжи и очень приятная атмосфера. В таком месте будет комфортно пожить какое-то время нам с мужем и 10-летней дочкой. Моя семья — моя награда! Мы все на одной волне, у нас одни интересы, одни цели. Муж помогает и поддерживает меня всегда и во всем, в делах и мечтах.

— О чем же еще вы мечтаете, если все ваши мечты почти осуществились?!

— Я хочу стать пилотом! Отсюда и название агентства — Fly Up, «Лети вверх». Когда-нибудь, когда я сама стану инвестором и буду удаленно вести свои компании, я обязательно к этому приду. Но пока не загадываю так далеко. Сейчас передо мной открываются очень интересные возможности, которые нельзя упускать и на которых нужно сконцентрироваться! Есть очень правильное выражение — «Все во мне!», поэтому у меня обязательно все получится, в том числе и мой арабский вираж!

Комментарии для сайта Cackle

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

Производство сайта Павел и Дмитрий Логачёвы